Да, я тоже подвержена вредным привычкам, ибо я простой обыватель.
Так как телеканал Фокс и прочие вражеские каналы перестали, к сожалению, показывать такие крутые сериалы как "
Мост" (Мексика-США), "Тюдоры" и "Остаться в живых", я переключилась на продукцию попроще, то есть британские детективные сериалы с дубляжом на русском языке. Мною были просмотрены и все фильмы сериала про Эркюля Пуаро, и все сериалы про Мисс Марпл - во всех ее трех ипостасях. За предоставленную любезность благодарю телеканал ТВЦ.
Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро. Он великолепен.
Мисс Марпл: Джоан Хиксон Мисс Марпл: Джеральдин Макьюэн Мисс Марпл: Джулия Маккензи
Другие детективы, кроме произведенных в Англии, я не смотрю. Почему? Да потому что перебить мастерство постановки английских телекомпаний, основанное на литературе английских детективных писателей - задача невозможная. Все остальные современные детективы, и отечественные и американские, кажутся плохо сделанной фанерой, по сравнению с древним резным комодом в тюдоровском стиле.
Кроме того, я с советской юности, можно сказать, воспитывалась на английской культуре, а советское обучение - лучшее в мире. Поэтому специфическую англо-ориентированную специализацию образования не вычеркнешь. Английская литература и английская культура мне по-прежнему милы.
Ну, к сути дела. В чем особенность просмотра британских сериалов про Эркюля Пуаро и мисс Марпл?
Главная особенность в том, что вы ни черта не понимаете, что происходит на экране, ибо вы не в состоянии быстро словить и запомнить имена действующих лиц. Во времена Мисс Марпл и месье Пуаро - а они жили и разгадывали детективные загадки в 30-40-х годах двадцатого века - у всех женщин был одинаковый броский макияж с кроваво-красными губами, а все мужчины, на манер китайцев, были представителями двух расовых типов -англо-саксонского (рыже-светло-челюстного), или кельтского (черные волосы/голубые глаза). Вдобавок, телеоператоры любят показывать своих персонажей крупным планом,
- а как верно заметил наш советский поэт, "лицом к лицу - лица не увидать",
- то уже через пять минут вы уже путаете лица, имена, не помните, кто из них Питер, кто Боб, кто Паркер, а женщины все одинаково ярко накрашены и различить их трудно... Есть объяснение этому затруднению: чисто культурное. Если вы англичанин, вы быстро узнаете в одном из героев знаменитого телеактера, приглашенного ITV, и запомнить его героя для вас не составит труда. Но если вы живете в России, то знаменитые британские телеактеры для вас - пустое место. Ни внешность, ни манеры, ни характерная мимика вам ни о чем не говорят. Вот тут и начинается засада. Чужие знаменитости - для нас незнакомы. Думаю, что для зрителя - среднего обывателя - даже нет смысла представлять этих актеров.
К тому же, все герои вводятся в действие очень быстро - в течение трех-пяти секунд, - и запомнить, а потом идентифицировать их практически невозможно. Если попадаются такие экзотические женские имена как Верити или Фелисити - то вам уже повезло: вы сможете запомнить эти имена, и хотя бы соотнести их с внешностью. Если вы с самого начала не словили "кто есть кто", то дальнейший просмотр для вас будет лишь яркой мешаниной образов, и сюжет для вас погибнет. Единственной ниточкой, связывающей героев - для вас останется великолепный Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро, его бессменный капитан Гастингс, помощница Мисс Леман, и инспектор Джефф. В сериалах о мисс Марпл всегда будет узнаваема такая разная, но такая единая Мисс Марпл в исполнении таких характерных современных актрис, как Джоан Хиксон, Джеральдин Макьюэн и Джулия Маккензи - они всегда великолепны с чашечкой чая из настоящего веджвудского фарфора, на которой всегда с удовольствием, и особым вниманием останавливает свою камеру английский кинооператор.
Так вот, этот навык - быстро словить - похож на действие в быстрой компьютерная игре, словно в какой-то викторине на внимание, или из курса обучения для шпионов, где надо мгновенно запомнить лица, быстро усечь кто есть кто, и начать двигать этими фигурками, как в шахматах. Только тогда для вас раскрывается сюжет.
Я заметила, что не только я одна с трудом разбиралась в яркой мешанине героев сериалов по Агате Кристи. Одна знакомая женщина, видавшая виды, однажды поделилась со мной схожими впечатлениями - она сказала: - "Я ни черта не разбираюсь, кто там есть кто - я просто смотрю, раскрыв рот, на английские интерьеры, старинные дома, макияж, зеленые лужайки и старинные автомобили. Сюжет мне неважен".
Надо сказать, что у меня раньше были схожие впечатления от сериалов по Агате Кристи - тем более что картинка эдакой "средней Англии" всегда великолепна: зеленые лужайки, старинные рощи, розовые кусты и милые садики, плющ по каменной кладке, опрятные деревеньки и старинные городские отели.
Однако, бессмысленный просмотр мне надоел, и я стала менять тактику - быстро учиться и схватывать, кто есть кто, и уже с самого начала рассчитывать, кто смог совершить "чисто английское убийство". Это стало увлекательной игрой, направленной на развитие памяти на лица. Когда-то я развивала память на лица целенаправленно, ибо мне это было необходимо, - но потом этот навык был утерян.
Я честно выскажу свое мнение, что сериалы Би-Би-Си бесконечно лучше книг Агаты Кристи. Тексты знаменитой писательницы мне кажется очень скушными, упрощенными, и пресными, особенно если читать их на русском языке. Хороший английский язык, и оригинальные англоязычные тексты - вот что примиряет меня с детективной дамой.
Но обратно к сериалам. Когда закончились все серии про Эркюля Пуаро, все серии про всех Мисс Марпл - а они шли более полугода - то начался показ другого типа английского сериала - про "Отца Брауна", "Инспектора Морса" и "Чисто английские убийства". Но это уже совсем другой стиль, и об этом в другом посте.
п.с. Как сказал бы один знакомый англичанин, этот мой пост - "некултурный". ))