ПРЕДЕЛ КОНТРОЛЯ

Jul 26, 2016 01:30

Вчера чисто случайно начала смотреть фильм "Предел контроля" (The limits of control).

На пятнадцатой минуте, чуя неладное, решила оторваться от экрана, так как фильм вдруг начал знакомо засасывать в себя, и это при полном отсутствии сюжета. Поэтому я не вытерпела, и решила справиться в интернете, что это за чудо такое.

И ахнула! Это же Джим Джармуш! То-то я чувствую, что меня тянет внутрь экрана, в ту реальность.... После фильма "Мертвец", у меня осталось особое впечатление о Джармуше, как о великом маге кино, наряду с Дэвидом Линчем.

Ну так вот.

Трудно рассказать о фильме, где сюжета только один процент, а все остальное - бесподобная операторская работа. Одиночка афроамериканец - как потом выясняется, наемный киллер - путешествует по Испании, получая от странных связных небольшие бумажки в спичечном коробке, каковые бумажки показывают ему путь дальше. И везде заказывает ДВЕ чашки эспрессо. Не двойной эспрессо, а именно две чашки. В конце фильма он добирается до американской базы, куда неизвестно как проникает, и делает заказное убийство дурного американского политика. Вот и весь сюжет.



Но зачем его рассказывать? Молчаливый герой путешествует сквозь Испанию - то на поезде, то на такси, то на самолете - и я глазами оператора, тоже вдруг вспомнила Испанию, как увидела ее я.... В фильме поезд мчится по Андалузии, прибывает в Мадрид, в Севилью, и я тоже вместе с молчаливым главным героем смотрела на испанские пейзажи, как я их помнила. В городах, куда прибывает герой, подробно показывается испанская плитка азулехо, извиваются вверх и вниз улицы по крутым подъемам холмов, нестерпимо сияет неземной белый свет, исторгающийся с побеленных стен домов, освещаемых ярким солнцем на темно-синем испанском небе. Все такое когда-то знакомое, забытое, и сейчас очень уже далекое от меня.

Каменно-молчаливый главный герой-афроамериканец, которого я прозвала "лиловым негром", за весь фильм улыбнулся только один раз - когда очередная бумажка завела его в местное фламенко-кафе, где байлаор и не совсем молодая танцовщица фламенко, под дивный гитарный аккомпанемент спели завывающими арабско-цыганскими переливами великолепное фламенко на тему того, что тот кто равнодушен к другому, тому дорога на кладбище. Тут наш главный герой впервые растянул свои лиловые губы, и улыбнулся всем черным каменным лицом....

image Click to view





Не успела я впасть в кому от лабиринта, куда меня завел Джармуш, как тут же и окатило из душа - вдруг на экране появился, тьфу, неизбежный мексиканский актер Гаэль Гарсия Берналь, играющий роль беззаботного мексиканца, которому каменно-молчаливый афроамериканец из того самого фламенко-кафе привез "черную красавицу" - старую гитару, которой более века. Надо понимать, мексиканец был посланцем, и за услуги он потребовал дорогую испанскую гитару, которую он увезет в свою Мексику. Сцена между африканцем и Гаэлем была великолепная - надо отдать должное режиссеру.



Но даже такой популярный мексиканский актер и позер, как Гаэль Гарсия Берналь не смог испортить мне впечатление. Пусть на нем была отвратительная шляпа, крикливая мексиканская косуха и сам он кривлялся, и кидал вокруг мексиканистые крутые фразы с распальцовкой - ну прямо сама вульгарность, как из фильма "Сука-любовь" - и пусть он демонстрировал в камеру свои botas de charro из кожи змеи (подумаешь, у меня тоже такие есть....:))). В его появлении меня согрело лишь одно - вот эта фраза на картинке внизу, которая для меня была не просто фрагментом фильма, а была полна смыслов. Я поняла, что американский режиссер Джармуш не просто использовал эту фразу как одну из ключевых в своем фильме; что эта фраза не является простым сопровождением для появления на сцене мексиканского персонажа. Я надеюсь, что Джармуш знает, что эта знаменитая фраза, квинтэссенция мексиканской жизни - La vida no vale nada ("Жизнь ничего не стоит") - является популярной строчкой из не менее популярной мексиканской песни авторства моего кумира Хосе Альфредо Хименеса "Caminos de Guajanuato" (Дороги Гуанахуато): - "Жизнь ничего не стоит/ В слезах начинается/ И в слезах заканчивается..."   Я уже писала об этой песне...



Главный герой фильма, лиловый негр, оставляет черную гитару-красавицу мексиканцу, а сам уезжает на его машине с этой надписью, и продолжает свое путешествие....

Вот про это - про то, что согрело мне сердце в фильме американского режиссера Джармуша, - я и хотела сказать, написав этот отзыв. А если вы подумали, что я охрененный интеллектуал, и я обожаю современное киноискусство и его яркого представителя режиссера Джармуша; если вы думаете, что меня очаровали дивные кадры из этого фильма, и часто повторяющиеся виды красивейшей Севильянской башни; или что я плакала под испанских фламенко, или долго размышляла под несущие сразу десять смыслов сцены; если вы думаете, что затаив дыхание, я полтора часа любовалась крупными планами малопривлекательного лица "лилового негра" - то вы меня не знаете. ))

С пролетарским приветом, Таракихи.

мексиканская музыка, Испания, кинематограф

Previous post Next post
Up