Граница, 1980 г.

Jun 21, 2016 00:23

Американский фильм The Border ("Border Cop", 1980) или  в русском названии "Граница" я посмотрела позавчера вечером на канале AMC (American Movie Classics). Фильм старый, 1980 года. Тем интереснее было посмотреть.

Ничего не зная о фильме, и перелитывая программу канала, по названию уловила, что будет про Мексику.  Так оно и вышло. Тема Границы меня давно интересует - недаром я смотрю современный американский сериал "Мост", о котором я уже писала, и который ведет рассказ на ту же тему, и фактически с теми же неизменившимися реалиями.   А тут фильм более чем тридцатилетней давности!  Из эпохи, когда еще не было политкорректности, а между Мексикой и США еще не было стены. И когда американская пограничная служба - вы мне верите? -  оказывала первую помощь погибающим в пустыне мексиканским нелегалам.

В целом фильм, надо сказать, про-мексиканский. Он сделан с любовью к Мексике. Это видно, во-первых, по работе оператора (об этом позже), а во-вторых - по самому сценарию, который был создан еще до эпохи политкорректности, где мексиканцы называются "мексами" )), а лучшая жизнь была вовсе не за Границей.

Я заметила в этом фильме много деталей - которых менее знающий Мексику человек, возможно, и не заметил бы. Но я все заметила, и многое увидела. Поэтому моя зрительская рецензия, если можно так назвать, содержит много местных подробностей.

Среди актеров сразу узнала Телли Саваласа - в этом фильме он играет главную роль офицера пограничной службы Купера, но мы-то с вами его помним по знаменитому фильму "Золото Маккены", где он тоже играл офицера американской армии.


Телли Савалас, Граница, 1981 г.





Сержант Тиббс (Телли Савалас), "Золото Маккены", 1969 г.

Телли Савалас - американский актер греческого происхождения, и он всегда интересен, в любой роли.

Агент пограничной службы Фрэнк Купер (Савалас) несет дежурство на границе в сложных условиях. Напарники дураки и уроды, а начальство коррумпировано  - оно в смычке с мексиканскими баронами.  Нам без обиняков и без всякой интеллигентности показывают, что это именно американская погранслужба коррумпирована, Карл! Вы верите в это? Более того, государство их финансирует отвратительно - взамен разбитой в погоне машины дают металлолом, в который если сядешь - развалится, и ездить на нем стрёмно. Сам Купер имеет всего лишь скромный трейлер, где и живет. Иномарок и квартир у него нету. Это всего лишь семидесятые.

Фильм начинается круто - американские погранцы останавливают обычную легковушку. Типа, отвез в Мексику товар, обратно возвращаюсь порожняком. Однако, Купер видит что под днищем машины привязаны двое нелегалов - они испуганно вращают глазами, когда видят что их заметил американский офицер. Напарник Купера неосторожно встал спереди капота машины, что категорически запрещается правилами безопасности. Водитель-нарушитель, почуяв что его раскрыли, сходу рванул вперед, зацепив напарника, который сразу оказался на капоте, успев зацепится когтями и не свалиться. Начинается бешеная гонка. Купер вскочил в патрульную машину и погнался за нарушителем, но ведь на капоте нарушителя висит его же напарник! Крутые повороты, визг колес, нелегалы под днищем орут, Купер целится, напарник кричит - Не стреляй! - в общем, погоня по всем правилам. Нелегалов размазало, напарник ранен, патрульная машина вдребезги.



Личная жизнь Купера тоже скудна.  Однако, оказывается что у него есть приемный сын, Бенито Ромеро (Данни де-ла-Пас), худенький молодой мексиканец с непослушными кудряшками.  А у приемного сына -  еще и девушка, на которой тот хочет жениться. - Вы моя единственная семья, - говорит им Купер. Когда-то давно Купер подобрал погибавшего в пустыне мальчишку-мексиканца, и приютил его. Мальчишка тоже его любит. Но за душу мальчишки борется местный авторитет - старик Суарес, который руководит жизнью и смертью людей на мексиканской стороне границы. Как и полагается криминальному авторитету, одной рукой он дарит людям подарки, чтобы подчинить их себе, а другой - отнимает у них жизни, отправляя нелегалов на гибель. Суарес ненавидит американского пограничного офицера - и похоже, именно за то, что офицер любит молодого мексиканца Бенни, как своего сына. А еще за то, что они никак не могут поделить Границу.

Купер приезжает на мексиканскую сторону - на день рождения Бенни. Пьяненький Бенни празднует среди накрытых на улице столов, звучит мексиканская музыка, пары танцуют, голая пыльная пустыня, голые горы, бедные дома - но веселье настоящее. Бегают дети, взрослые беззаботно смеются, банда поет "нортенью" - песни в северо-мексиканском стиле, среди которых я узнала песни любимого Хосе Альфредо Хименеса.... Все такое знакомое, такое мексиканское... Чей же глаз и чья камера так любовно все это показывает? Об этом опять же позже.

Кстати, не надо обманываться тем, что мексиканцев показывают в моменты веселья и слабыми, и безалаберными. Если надо, мексиканский мужчина, сызмальства приучен принимать самостоятельные решения.

Бенни хочет жениться на Лейне, милой красивой и живой девушке (Сесилия Камачо). Ну, Сесилию-то Камачо я сразу узнала. Как мне ее забыть, если она играет в любимом мною другом мексиканском фильме "Балун-Канан"? Узнаваемая девушка - но похоже, только для меня.  Она практически не снималась, и похоже что ее узнаю только я. Но зато как ее помню! Ведь сразу узнала, как только увидела...

Офицер Купер, приехавший на своем трейлере на празднество, обнимает парня, обнимает Лейну. Он знает, что они поженятся. Но тут подъезжает авторитет Суарес, и тоже делает подарки. Конечно, не просто так - он вскоре потребует от несчастного мальчишки ответной услуги.  Тут и раскрылась распря между мексиканским авторитетом Хуаресом и офицером-погранцом США - Купер так же ненавидит Суареса, как тот ненавидит его. После короткого словесного противостояния, Купер выливает пиво на голову Суареса. Суарес, что интересно, терпит. Мне, естественно, не понравилось, когда американский офицер позорит старого мексиканского криминала.  Мне хотелось бы, чтобы было наоборот. ))  Ну ладно, подумалось мне, посмотрим что будет дальше.

Суарес, однако, оказался старой сволочью.  Сразу после свадьбы молодых людей, которые ничего не имели, кроме недостроенного дома и гамака, криминальный авторитет потребовал от Бенни, чтобы тот перевез бригаду мексиканцев через границу - на американскую бойню. Ведь никто лучше молодого Бенни не знает местных дорог, а водить машину его учил приемный отец - офицер Купер.  Лейна плачет, не хочет чтобы Бенни уезжал. Картина расставания - прямо как из моих мексиканских воспоминаний - я знаю эти пустынные мексиканские дворы: каменная ограда, пустой двор, покрытый песком, и дом без крыши... Юная Лейна пытается посадить на тощей почве огородик, чтобы кормить себя и молодого мужа. Она цепляется за него и умоляет, чтобы он остался. Бедная девочка! А муж вырвался из ее объятий и поехал темной ночью "на ту сторону" в грузовике, набитом нелегальными рабочими. - Запомни, - цинично сказал ему Суарес. - Посадят не рабочих, а того, кто вел грузовик. Но Бенни нужны деньги, и он согласен.



Купер, конечно, против решения своего приемного сына. Но он не в состоянии контролировать его. Тем временем, Суарес со своим адвокатом и охраной приезжает к американскому пограничному начальству -  ведь они в связке, и Суарес, как барин своей шестерке,  говорит начальнику американской пограничной службы, что хочет уничтожить непокорного Купера и его мальчишку. Американский босс Купера в принципе, согласен. Однако, сам Фрэнк Купер об этом знает - недаром он двадцать лет отработал на границе.



Далее сюжет предсказуем, но для меня неожиданным оказалось опять же подробное и возможно, не столь важное для сюжета описание американской скотобойни, куда нелегально привезли работать мексиканскую бригаду. Унижение, ужас перед убийством коров, презрение со стороны американских менеджеров среднего звена, то бишь, надсмотрщиков на скотобойне.  Мексиканская бригада живет на нарах, как таджики.  Молодой Бенни, импульсивный и справедливый, не выдерживает, и начинает смуту. Чтобы укротить его, владельцы бойни звонят на мексиканскую сторону Суаресу - ведь именно этот авторитет присылает им рабочую силу. Суарес, дабы шантажировать Бенни,  вызывает юную Лейну, новоиспеченную жену Бенни, и заставляет ее позвонить мужу.  Бенни в бешенстве,  а тем временем старый и мерзкий Суарес завладевает Лейной, пока ее юный и импульсивный муж по ту сторону трубки все крошит на своем пути, требуя чтобы Лейну отпустили... Где-то я это уже видела...





Та сцена, где юную Лейну, с ребосо (шалью) на голове (как обязывают приличия замужней молодой женщине), вели по дому богатого Суареса, который ее вызвал    - это фактически копия из знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна "Да здравствует Мексика", где в новеле "Магей" разыгрывается такая же драма - пока молодой муж на работе, прислужник богатого асендадо-плантатора овладевает юной женой-служанкой, а когда муж восстает, то его закапывают живьем, и вбивают в землю копытами. (вот тут-то я подумала, неужели этот американский фильм снимает мексиканский оператор, знакомый с работами Эйзенштейна? Да-да, я была права! Но об этом опять же дальше....)



Лейна (Сесилия Камачо)  в сопровождении Чиво входит к Суаресу (Граница, 1980)



Эйзенштейн "Да здравствует Мексика!", новела "Магей", 1932 г.

Лейну отпускают.  Она не выдерживает и едет с нелегалами в США, чтобы узнать о судьбе мужа на "той стороне". Со своей стороны,  Бенни, будучи в бешенстве, тоже не выдерживает, и сбегает обратно в Мексику, чтобы удостовериться что с Лейной все в порядке. Они двигаются навстречу, ничего не зная друг о друге, и вот-вот разминутся. Офицер Купер, беспокоясь о судьбе приемного сына и его жены,  пытается найти и свести обоих. Ему это удается только на самом пограничном пункте, и развязка эта трагична и весьма кинематографична, и весьма невероятна - но я ей поверила.

Бенни, кстати, перебежав в Мексику, успел найти прислужника Суареса по кличке "Чиво"  - помешанного белого парня с безумными глазами, но чистых арийских кровей. Интересно отметить, что этот Чиво -  по внешности очевидно белый, настоящий ариец, но с мексиканской кликухой "Чиво" (chivo - козел)  -   прислуживает старому мексиканскому авторитету.   Как-то это расово неправильно.... )))   Однако, чего только не бывает в этой вашей и нашей Мексике!  И мало ли в Мексике урожденных там немцев!   Кстати, тоже интересно отметить, что актер c полунемецким именем Herman Blood, так натурально сыгравший чокнутого Чиво - больше нигде не снимался. Но он хорош, реально хорош.  С одной стороны, юный мексиканский мальчишка Бенни, и с другой -  этот арийский бешеный югенд: они оба пассионарны, и их противостояние интересно наблюдать.





Бенни, нервно вытягивая пиво из бутылки, ворвался в бар, где нашел югенда.  Они дерутся, и драка эта поставлена по-старинке,  не "коммерчески"   - там нет ни звукового дублирования ударов, ни очень крупных планов: все камерно, со стороны, словно вы стоите в углу, наблюдая сцену со своего ракурса. Бенни врывается в бар, визжат проститутки, Бенни разбивает бутылку о стойку, и с "розочкой" кидается в бой. Чиво с гадкой улыбкой надевает на палец кольцо (кстати, как такие кольца называются? чтобы усилить эффект удара кулаком?).  Бой продолжается -  с ноги, слева, разлетаются столы, но местный народ наблюдает, можно сказать, даже с интересом.



Драка заканчивается не в пользу Бенни -  он ранен, и Чиво запихивает его в багажник машины, и везет на разборку к боссу. Старый Суарес, задумавший погубить офицера Купера и его буйного мальчишку, сидит в своих хоромах и потягивает какой-то алкоголь. Однако, не тут-то было. Бенни неожиданно сам открывает багажник, дает в нос арийцу, выключив его на какое-то время, крадет пистолет и тихо пробирается в хоромы, где барствует Суарес. Тот выпучил глаза, и стал прятаться за кресло. Бенни стреляет, и.... пистолет дает осечку, ибо кончились патроны. Тут бы и конец нашему юному герою, ибо вбегает ариец с разбитым носом, но...



-   приемного сына спасает офицер Купер. При помощи старого, как мир, приема - он подставляет свою машину, а сам оказывается сзади Суареса, который выволок Бенни на расправу.  Суарес вынужден отпустить Бенни.

Купер, забрав Бенни в машину, едет к пограничному пункту. Он не успел сказать сыну, что Лейна рванула за мужем в Штаты с другими нелегалами, и ей крупно повезло - она уже умирала в пустыне, когда сам Купер нашел ее среди пирующих грифов-стервятников. Фактически, Купер спас ее, и Лейна едет обратно в Мексику. Встретит ли она своего мужа? Как Купер это все организовал?

Суарес кинулся в погоню за Купером. Они встретились на пограничном пункте. Развязка близка. Вот, в сторонке  границу переходят мексиканские нелегалы - они возвращаются на родину. Среди них Лейна. Подъехавший к границе Купер с сыном видят Лейну, и Лейна их увидела. Она рванулась к мужу, но ее перехватил вылезший из машины мерзкий Суарес. Купер предлагает обмен - отдай девушку, а сам уходи к американцам, ибо в Мексике тебе все равно конец, тебя накрыли. Суарес, в приступе бешенства от неудачи, выпустил девушку и начал крошить ограду погранпункта.  Его американский сообщник и подельник  - босс американских погранцов - пытается его усовестить, ибо бешенство Суареса, впавшего в амок, уже стало просто неприличным.

Фрэнк Купер забирает в машину Бенни и Лейну - молодые обнимают друг друга, и в тесной кабине сидят как два тихих воробушка. Они и напуганы, и счастливы встречей. Купер разворачивается и дает задний ход в направлении Мексики, крича своему боссу, что он остается в Мексике навсегда!

Американский пограничный офицер - вы слышали? - будучи в состоянии аффекта, решил остаться в Мексике навсегда. В Мексике, Карл!  Вот и я тоже не поверила бы, если бы это так искренне не сыграл Телли Савалас.

Машина уезжает, и вроде бы конец фильма. Все разъезжаются и довольны. Но...

-   тут Купер разворачивает машину, и уверенной рукой направляет ее обратно - идет на таран на американский пограничный пункт, где по-прежнему пускает бешеные сопли и неистовствует посрамленный и потерявший лицо криминальный авторитет Суарес. Машина бешено мчится прямо на кабину пограничного офицера, разнося ее в пух и прах.... Молодые в ужасе прижались друг к другу...

Добро пожаловать в Америку, - звучит голос за этим завершающим кадром.

Вот тут наступает настоящий конец фильма. Вы сами можете придумать, что было дальше... Очевидно, что  такой таран на погранпункт не пройдет бесследно. Успел ли Купер уехать на мексиканскую сторону? Или его засудили? И что будут делать молодые дальше?

В фильме есть и недостатки, в особенности в сюжетной линии. Например, была начата линия встречи молодой американки-хиппи и Купера. Американка подсела к нему в машину, чтобы уехать из Мексики. Встреча романтичная и многообещающая, но раз начавшись, так и не была завершена - американку мы больше не увидели.

Не менее прикольно отметить среди титров и такие, как "whore 1", "whore 2", "whore 3" )))  Даже проститутки нашли свой приют в титрах! Кстати, случайную роль проститутки в баре играет Марица Оливарес -  она снималась в аналогичной роли проститутки во французском фильме "Невезучие" (1981),  с Депардье и Ришаром, действие которого происходит тоже в Мексике. Оба фильма - и "Невезучие", и "Граница" снимались почти одновременно, и даже музыка субтитров у них почти одинаковая.

А вот теперь, наконец, об операторской работе. Чем далее я смотрела, тем более я чувствовала, что этот фильм намеренно показывает Мексику и сочувствует ей -  весь операторский стиль нас  "ведет" к манере, в которой сняты многие мексиканские, а не американские фильмы про Мексику.  Мое предчувствие оправдалось - когда пошли субтитры, я наконец-то увидела имя кинооператора.  Вот разрази меня гром, я  это всегда чувствую - даже еще не зная кто снимал фильм, я уже всегда подсознательно начинаю чувствовать,  что это великий мексиканский оператор Габриэль Фигероа! Да-да, тот самый, который стоял у истоков Золотого века мексиканского кинематографа. Ученик и последователь советскоаго режиссера Эйзенштейна и его оператора Эдуарда Тиссэ. Фигероа изучил работы мастера, стоял у истоков мексиканского кинематографа и в конце концов, создал свой собственный узнаваемый стиль съемки!   Сколько же лет отработал Фигероа в мексиканском кино!

Известнейший, знаменитейший мексиканский оператор Габриэль Фигероа снял многие не-мексиканские фильмы. Среди них  даже фильм с Клинтом Иствудом "Два мула для сестры Сары", и многие другие иностранные фильмы, где сценой событий является Мексика.

Такие старые, некоммерческие, непафосные фильмы я люблю. Когда я еще часто ездила в Мексику, я предпочитала смотреть только такие фильмы - как, например, первую часть трилогии Родригеса "Марьячи", фильм совершенно некассовый и некоммерческий, который Родригес испортил продолжением - кассовым и известным фильмом "Отчаянный" с Бандерасом в главной роли. В этих скромных фильмах есть такая доля правды, какая-то теплота  и такой реализм, которого не встретишь в современных кассовых фильмах.

кинематограф

Previous post Next post
Up