Максимо и Бартола: "Последние ацтеки"

Oct 26, 2015 01:10



16 декабря 1853 года британская газета The Courier сообщала о том, как представители "умирающей расы ацтеков"  - два лилипута по имени Максимо и Бартола - в сопровождении профессора Андерсона (их "продюсера" и попечителя) и м-ра Морриса, посетили Палату лордов, а затем Букингемский дворец, где были представлены ее величеству королеве Великобритании Виктории (о этот викторианский век!).

Корреспондент с удивлением пишет, что никто не чувствовал себя более непринужденно в императорских интерьерах, чем эти двое непосредственных созданий. Дети Америки - Максимо и Бартола -  не упали в обморок при виде роскошных лестниц, витражей, прекрасных статуй и других потрясающий достижений искусства западной цивилизации. Напротив - они вели себя очень непосредственно, сбрасывали подушки с диванов, и даже расшалились, несмотря на то, что все присутствующие замерли, когда объявили выход Их Величеств.



"Кто эти интересные создания? Откуда они?" - стала спрашивать Королева сопровождающих, и они едва успевали отвечать на ее вопросы.  "Последний ацтек" Максимо с детской непосредственностью потянул Короля  Ганновера за нос. Поскольку король испытывал проблемы со зрением, то он мог лишь ощупывать "ацтека", и удивиться соразмерности и правильности черт его лица и симметричности членов его тела.

Не меньшее любопытство "последние Ацтеки" вызвали и в Палате Лордов, где успели посидеть как на половине "правительства Её Величества", так и на половине "оппозиции Её Величества", и перещупать все мешки с шерстью, на которых традиционно заседают лорды.



Корреспондент  пишет:

"Для нас это был великий день, и, отбросив шутки в сторону - для Ацтеков тоже.  Они добились внимания со стороны королевской семьи, и кроме того, осмелились приблизиться к самому трону Англии!  Несмотря на смех, вызванный проделками этих детей, нельзя не задуматься над некоторыми серьезными вопросами, главный из которых состоит в том, что само Провидение предоставило шанс этим двум представителям Ацтекской расы, уже практически вымершей,  посетить Англию и увидеть блеск дворцов, возможно похожий на тот, на который когда-то взирал их предок Монтесума. Но в наши дни этот блеск принадлежит стране, где правит христианство, в то время как культура ацтеков-язычников пришла в упадок, их города позабылись и разрушились, а ее представители - уже мало похожие на людей, - почти совсем выродились, а сама их раса  почти вымерла".

(я так и представляю себе, как эту газету читает доктор Ватсон, или даже Шерлок Холмс, сидя у себя на Бейкер-стрит. Возможно, Ватсон и Холмс, сидя у камина и потягивая херес, тоже интересовались вымирающими человеческими расами - наподобие "последних потомков Монтесумы", или маленьких дикарей с Андаманских островов! :))

Подобный интерес к необычным человеческим экземплярам в 19-м веке был далеко не редкостью - именно в это время продолжал формироваться облик "благородного дикаря", который цивилизованная белая раса создавала себе в утеху и в оправдание, в то время как Запад продолжал накапливать первоначальный капитал в своих колониях, сопровождая накопление массовым ограблением коренных народов.  В то время по-прежнему были популярны кунсткамеры и выставки различных человеческих диковин - так называемые "человеческие зоопарки" (human zoo), где лилипуты, сиамские близнецы и уродцы, родившиеся у коренных народов играли роль забавных, и иногда даже устрашающих зверей. Тем более - лилипуты, родившиеся в Латинской Америке.


Среди подобных диковин оказались и родные брат и сестра "Максимо и Бартола", или, в действительности - Максимо Вальдес Нуньес и Бартола Веласкес - которым выпала судьба комедиантов на празднике жизни: они должны были представлять детей лейтенанта Шмидта потомков императора Монтесумы из "вымершей расы" Ацтеков.



Родившиеся в Сальвадоре примерно в начале 1840-х годов, лилипуты брат и сестра были отданы своей матерью проезжему никарагуанскому коммерсанту, который обещал отвести их в британскую Гренаду, заботиться о них и дать должное образование.



На самом деле, Максимо и Бартола были отданы на откуп различным "продюсерам" и "опекунам", которые, на волне острой мировой моды на псевдо-этнографические выставки, паразитировали на своих подопечных, вывозя их в различные турне в качестве диковин. Специально для Максимо и Бартолы была придумана "легенда", или псевдо-история о том, как "последние дети Монтесумы" были найдены в затерянном в тропической сельве древнем городе. Именно в это время - в середине 19-го века - в Европе начинал возникать широкий общественный интерес к высоким месоамериканским цивилизациям - ацтекам и майя.

Дети лейтенанта Шмидта, то есть, последние ацтеки демонстрировались в качестве этнографических диковин при дворах царствующих особ и в домах европейских и американских знаменитостей.

Английский биолог Ричард Оуэн в свое время осматривал брата и сестру, и пришел к выводу, что они "не являются представителями ацтекской расы", но тем не менее являются представителями смешанной расы, испанских и индейских кровей.

В Англии брат и сестра поженились. Когда они вернулись в США, то во время одного из турне у них родился ребенок мужского пола, который, однако, вскоре умер. По сведениям газет, Максимо и Бартола еще долго выставлялись перед публикой, вплоть до конца девятнадцатого века.

персоналии, паноптикум

Previous post Next post
Up