Скульптор Людмила Шулик-Ефимова. Редкие кадры из архивных газет

Nov 01, 2024 01:27


Скульптор, художник монументально-декоративного искусства, член Союза художников СССР, автор модели тиражной скульптуры «Плотник», установленной на здании бывщей гостиницы «Смоленск».



Скульптура «Каменщик» и «Плотник» на портике гостиницы «Смоленск». Фото К. Тихоновой, сентябрь 2024.





Скульптор Л.И. Шулик за работой над скульптурой «Плотник». Фото: Вечерняя Москва. - 1936. - № 187 (15 августа).

Людмила Ивановна Ефимова, урождённая Шулик, родилась 23 января (5 февраля) 1911 года в городе Санкт-Петербурге в семье служащего. Отец умер, когда девочке был один год.

В 1932 году Людмила Шулик окончила Одесский художественный институт. Руководителем дипломного проекта был известный скульптор, профессор Б. И. Яковлев. С 1933 года Людмила Шулик выполняла скульптурные заказы на изокомбинате «Всекохудожник». В институте Людмила Шулик подружилась со скульптором Надеждой Вентцель. После окончания института они постоянно работали в тандеме над творческими проектами.



Изофабрика Всеохудожника в Балтийском посёлке( Москва, Всехсвятское). Фасад скульптурного корпуса. Фото Ил. Минкевича. Вечерняя Москва. - 1937. - № 214 (17 сентября)

В 1935 году скульптура «Плотник» работы Людмилы Шулик-Ефимовой и парная к ней скульптура «Каменщик» работы Надежды Вентцель были приняты госкомиссией под руководством архитектора И. Ф. Жолтовского для скульптурного оформления Дома Управления уполномоченного ВЦИК СССР в Сочи. Сегодня в этом здании располагается Сочинский художественный музей имени Дмитрия Жилинского. Скульптуры «Плотник» и «Каменщик» тиражировались на изокомбинате «Всекохудожник».

В 1939 году тиражные скульптуры «Плотник» и «Каменщик» были установлены над боковыми колоннами портика гостиницы «Смоленск». После реконструкции здания в 2016 году скульптуры 1939 года были заменены на копии из композитного материала.



Скульптура «Плотник» на портике гостиницы «Смоленск». Фото К. Тихоновой, сентябрь 2024.

Три женские аллегорические фигуры по сей день украшают фронтон Зимнего театра в Сочи- «Живопись» работы Людмилы Шулик-Ефимовой, «Ваяние» и «Зодчество» Надежды Вентцель.



Зимний театр в Сочи с высоты. Фото из открытого источника

Зимний театр в Сочи - памятник архитектуры федерального значения. Строительство здания было окончено в 1937 году. Здесь проходят спектакли, концерты с участием звезд мировой величины. Летом проводятся традиционные фестивали «Кинотавр», конкурс «КиВиН», джазовый фестиваль Игоря Бутмана и международный фестиваль искусств Юрия Башмета. В здании театра располагается Сочинская государственная филармония.



Фронтон Зимнего театра в Сочи. Фото из открытого источника

На фотографии, опубликованной в газете «Вечерняя Москва» в 1939 году, можно подробно рассмотреть скульптуру «Живопись». Молодая женщина держит в руках кисть и палитру.



Л. Шулик-Ефимова. Скульптура «Живопись». 1939 г. Фото: Н. Попов. Вечерняя Москва -1939. -№ 37(15 февраля).

Сложно определить когда и при каких обстоятельствах были утрачены атрибуты живописи. Возможно, на фронтон здания скульптуру установили без них.



Л. Шулик‐Ефимова. Скульптура «Живопись» на фронтоне Зимнего театра в Сочи. Современный вид. Фото из открытого источника.

На фотографии скульптурного дворика изофабрики «Всекохудожник» запечатлены аллегорические женские фигуры, предназначенные для установки на фронтон Зимнего театра в Сочи - «Ваяние» с гербом СССР и стекой в руках, и «Живопись» без атрибутов искусства.



На изофабрике «Всекохудожник» в селе Всехсвятском. Фото В. Ковригина. Вечерняя Москва. - 1937. - № 180 (8 августа).

Фронтон Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани был оформлен «женской» бригадой скульпторов. Надежда Вентцель исполнила горельеф, Людмила Шулик-Ефимова - две сидящие фигуры: «Мыслитель» и «Изобилие», Ольга Кванихидзе - фигуру, стоящую на коньке фронтона и венчающую его. В 1934 году правительство ТАССР постановило открыть в Казани Татарский государственный оперный театр. Строительные работы были окончены в 1939 году. Декоративное оформление здания продолжалось до середины 1950-х.



Театр оперы и балета им. М. Джалиля 1975. Фото из фотоальбома «Казань», издательство «Планета», 1977.

Из воспоминаний Надежды Вентцель:

« В 1952 году ко мне обратился архитектор, автор проекта здания Татарского театра оперы и балета Измаил Галиевич Гайнутдинов, которому понравилась моя аллегорическая фигура «Скульптура» на фронтоне театра в Сочи, с предложением вылепить памятник А. С. Пушкину, а Шулик-Ефимовой, вместе с которой мы оформляли фронтон в Сочи, - памятник Г. Тукаю. Это и было исполнено нами: оба памятника мы лепили одновременно в Москве в мастерских скульптурного комбината».



Фронтон Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань. Фото из открытого источника.



Л. Шулик-Ефимова. Памятник Габдулле Тукаю у Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля со стороны Театральной улицы, г. Казань. Фото из открытого источники.

Памятник Габдулле Тукаю работы Людмилы Шулик-Ефимовой установлен в специально оформленном полукружии бокового фасада театра оперы и балета.

Людмила Шулик-Ефимова участница выставок с 1930 года. Автор станковых произведений, скульптурных портретов, монументально-декоративных скульптур для общественных и жилых зданий в Москве. Участвовала в оформлении павильонов «Животноводство» и «Киргизия» ВСХВ , «Зерно» ВДНХ СССР.

Людмила Ивановна Шулик-Ефимова ушла из жизни в 1987 году.

По материалам:

И. Ю. Злизин. Ген ваятеля. К вопросу о творческой биографии забытого советского скульптора Н. К. Вентцель // Вещь. Время и место: ежегодник научного семинара по изучению объектов искусства и материальной культуры. - М.: Издательский центр Российского гос. гуманитарного ун-та, 2022. - Т. 2. - С. 99-105. - 236 с

Славянский Ю. В порядке уточнения// Советская Татария. - 1974. - № 77 (13 марта). - С. 3.

Источник: https://dzen.ru/a/ZxlSQIQaaQxjO6DN?share_to=link

история, Смоленск, Скульптура, Россия

Previous post Next post
Up