Не привыкла жаловаться на напряженный рабочий график, но в последние дни по-настоящему жалею, что так и не смогла вырваться в Сочи на Олимпиаду. Восхищаться открытием игр, плакать от выступления Юли Липницкой и срывать голос, видя, как Илья Черноусов в последние секунды обходит Мартина Йонсруда, подкрепляя феноменальную победу Александра Легкова и Максима Вылегжанина на лыжном забеге в 50 километров, следовало все же не у телевизора, а на зрительских трибунах.
XXII Олимпийские игры уникальны. По сложности подготовки, объему проделанной работы, качеству организации. И не в последнюю очередь - по беспрецедентному потоку скепсиса, который не иссякает все эти дни благодаря невероятной активности критиков всех мастей.
Вначале это был скепсис еще на стадии заявки: якобы невозможно тягаться с Пхенчханом. Потом, когда право организации игр все-таки досталось нам, - что мы никогда не построим все объекты. Потом, когда объекты все же построили, - что не будет снега. Мол, это ж субтропики. Потом, когда появился снег, - что мы никогда не выиграем. Теперь, когда выиграли, выясняется, что победили не мы, а хитростью приглашенные иностранцы.
Живя в парадигме лузерства, никогда не научишься радоваться своим победам. Тогда как будущий триумфатор даже в ошибках находит энергию для движения вперед, мы даже в триумфах ищем изъяны и занижаем значение своих свершений. Это логика пораженчества во всем. Да, за последние двадцать лет у нас было не особенно много поводов для гордости. Да, темпы строительства олимпийских объектов вызывали опасение у всей страны. Да, был страх, что нам не хватит творчества идей, чтобы удивить весь мир. Но Олимпиада показала, что мы наконец пережили эпоху провинциального страха показаться гостям и соседям неумехами, деревенщинами или дикарями.
Игры в Сочи стали настоящим откровением. Во-первых, мы доказали всему миру, что способны реализовывать глобальные проекты, укладываясь в жесткие сроки. Это признали и президент Международного олимпийского комитета Томас Бах, и зарубежные журналисты, и простые посетители. Показательным моментом стала трансляция церемонии закрытия на ABC, когда комментатор не смог подобрать слов для сопровождения и просто молчал.
Мы смогли практически с нуля преобразить единственный доступный для круглогодичного отдыха в России регион и превратить его в один из туристических кластеров мирового уровня, инфраструктура которого будет оставаться востребованной целыми десятилетиями.
Во-вторых, мы опровергли миф о том, что Россия не умеет организовывать сервис. Качество сопровождения Олимпийских игр было таким, что о блестящей организации говорят даже некоторые мои состоятельные знакомые, которые привыкли ценить комфорт. А о том, как удобно и умно была организована система обеспечения безопасности, не говорит разве что ленивый.
В-третьих, мы в кои-то веки без натуги и фальши смогли показать миру целостную картину своей истории и культуры. И наша речь была лишена даже намека на провинциализм, за что отдельное спасибо Константину Эрнсту, который организовал работу целой команды из лучших мировых профессионалов. Это было искреннее, захватывающее, пронзительное высказывание, которое ломает все стереотипы о косноязычной и недружелюбной северной стране. Русские не позитивны и не умеют улыбаться? Вы просто не были на Олимпийских играх!
Перефразируя Пастернака, мы заставили плакать над красой земли своей весь мир. А вместе с тем - примирили наше противоречивое прошлое с, чего уж там скрывать, непростым настоящим. И с этой точки зрения эффект проговаривания, которое так часто помогает отделить зерна от плевел и разложить все по полочкам, особенно ценен. Тем более в масштабах целой страны.
Наконец, мы показали всем и в первую очередь себе, что снова умеем побеждать. Помнится, перед началом Олимпийских игр, когда «прогрессивная общественность» даже сомневалась, стоит ли вообще в условиях «кровавого» режима болеть за свою страну, в самых оптимистичных прогнозах по поводу количества медалей Россию ставили лишь в первую пятерку. Казалось, в успех наших спортсменов верил лишь Виталий Мутко, и для многих эта его позиция была еще более комичной, чем легендарный порыв «говорить от самого сердца».
Пот и слезы наших спортсменов смыли все. И по мере того, как росло число их побед, можно было почувствовать, что одновременно растет и наша уверенность в себе. Кому теперь какое дело до отвалившейся ручки, снесенной стенки между двумя унитазами и нераскрывшейся снежинки? Нужно иметь крайнюю степень упертости, чтобы заставлять себя фокусироваться на этом, в то время как твоя страна впервые в истории взяла 33 медали на зимней Олимпиаде, заняв первое место в общемедальном зачете. Честно и без подсуживания. И это - всего через четыре года после унизительного Ванкувера, где мы не вошли даже в первую десятку.
Уверена, прошедшей Олимпиаде посвятят еще не одно исследование. Ее итог имеет для нас огромное символическое значение. Время в России идет с опозданием: дух восьмидесятых преследовал нас до середины 90-х, а настоящие 2000-е начались лишь ближе к середине прошлого десятилетия. Именно сочинская Олимпиада является закономерным финалом и итогом первого десятилетия нового века для России. И можно сколько угодно не любить и критиковать Путина, но нельзя не признать, что его личный проект стал его триумфом: ЕГО Олимпиада состоялась и показала, что он не просто держит слово, но и силой своей воли вытягивает страну в современность, не обращая внимания на бесконечные издевки и сарказм.
Олимпиада завершена - и у нее уже есть один важный итог. Страна встряхнулась, сняла с глаз шоры, заглянула в зеркало и поняла, что слухи о ее уродстве были заметно преувеличены.
На первом месте стоят наши парни и девчонки, которые показали миру честную и достойную игру. На наших глазах в России выросло новое поколение, которое любит свою страну, гордится ей и готово за нее бороться. Замечательное, смелое, сильное поколение, безмерно далекое от нытья и умеющее побеждать.
Мы стали свидетелями эпохального события, за что всем, кто делал эту Олимпиаду, огромное гражданское и человеческое спасибо.