На днях правоохранительные и судебные органы одержали новую блестящую победу над коррупцией. Еще в прошлом году в ходе спецоперации с участием ФСБ был задержан особо опасный сельский учитель Илья Фарбер за то, что, как утверждается, при ремонте дома культуры просил взятку в размере то ли 150, то ли 300 тысяч рублей. Теперь же суд вынес приговор: 7 лет колонии строгого режима. Наконец-то, крупная рыба попалась в сети правоохранителей. Это вам не какая-нибудь Евгения Васильева с ее жалкой аферой с ущербом на какой-то миллиард рублей, на таких у следователей времени нет, пусть сидит себе в своей 13-комнатной квартире. Вы спросите, чем же так опасен Фарбер? Это ясно из его биографии.
Молодой московский художник Илья Фарбер приехал с женой и тремя детьми в деревню Мошенки (Тверская область) летом 2010 года. Несмотря на близость к Москве, Тверская область - один из самых депрессивных регионов, и чтобы кто-то из московских жителей приехал сюда работать, да еще и учителем - невиданное дело. Фарбер начал преподавать детям литературу, рисование, музыку, причем не по совковым учебникам, а так, как и надо преподавать: на уроках слушали классическую музыку, рисовали тишину, после уроков вместе заливали каток. На свою зарплату он покупал школьникам подарки, учительницам - цветы. В общем, довольно типичное поведение для опасного преступника, причем рецидивиста: в середине 90-х у него был опыт «хождения в народ», и тогда для подмосковной школы, где работал учителем ИЗО, он выиграл два гранта -американский и британский. Но работа в подмосковной школе сошла ему с рук, а вот в Тверской области доблестные правоохранители вовремя смогли нейтрализовать его деятельность.
В ведение Фарбера передали местный дом культуры, который местный подрядчик из компании «Горстрой-1» Юрий Горохов должен был вскоре отремонтировать. Но, несмотря на огромные выделенные государством деньги (2,5 млн рублей), Горохов не спешил сдавать объект, ссылаясь на недостаток средств (сам он, к слову, успешный человек - по нищей области разъезжает на «Хаммере»). При этом Горохов все-таки пытался сделать так, чтобы на бумаге объект значился как готовый. До того как директором назначили Фарбера, подрядчик вместе с местной администрацией хотели заставить подписать документы о приемке работ прежнего директора - Валентину Коропалову, но та, разумеется, не хотела подписывать акт о приеме невыполненных работ и, не выдержав давления, уволилась. Видимо, была надежда, что Фарбер окажется сговорчивее. Что происходило дальше между Фарбером и подрядчиком - это уже вопрос судебного разбирательства, но Фарбер получил обвинение в вымогательстве взятки.
Как это часто случается в делах, где фигурирует ФСБ, областной суд стремительно согласился со всеми выводами следствия. Однако Верховный суд почему-то не поверил в историю об особо опасном сельском учителе и вернул дело на повторное рассмотрение. Но Тверской областной суд повторно вынес обвинительный приговор, издевательски снизив срок на несколько месяцев, а штраф с 3,2 млн рублей до 3,1 млн.
То, насколько непредвзято велось следствие, видно по фразе, брошенной гособвинителем в ходе судебного заседания: «А может ли человек по фамилии Фарбер бесплатно помогать деревне?». Не очень понятно только, зачем было тратить столько времени на следствие и суд, если фамилия все говорит за человека. Надо было попросту показать судье паспорт, тот бы взглянул на него: «Какая фамилия? Фарбер? 7 лет колонии!» - и дело с концом.
Я пишу об этом деле потому, что знаю, насколько сложно сейчас привлечь молодых и креативных людей в учителя, не говоря уже о том, что работать в сельских школах сейчас не заманишь ни квартирой, ни деньгами. Остаются только романтики с «подозрительными» фамилиями. Я, кстати, не знаю, какие фамилии у нас сейчас считаются преступными? Канделаки входит в их число? Огласите весь список, пожалуйста.
Одним словом, будущее нашего школьного образования во многом зависит от того, как завершится этот процесс, ставший уже показательным. На его результаты будут ориентироваться и многие другие талантливые люди, еще верящие в свою способность что-то изменить. И хотя приговор уже есть, это еще не финал. Во-первых, свое слово снова должен сказать Верховный суд. Во-вторых, я надеюсь на то, что сообщество учителей и преподавателей, а также министр Ливанов отреагируют на это событие. И наконец, в-третьих, мы с вами тоже можем повлиять на эту ситуацию, если будем привлекать к делу Ильи Фарбера общественное внимание. А для начала можно помочь со сбором средств его семье - вот реквизиты, опубликованные его старшим сыном, я уже перевела туда определенную сумму и вам тоже советую:
Яндекс-кошелек: 410011520926325
Карточка Сбербанка: 4276 3800 3162 779
Счет в PayPal: 1piter.2007@gmail.com