У маленького Марселя (справа от меня) редкая «хрустальная болезнь» - очень ломкие кости. Ему была сделана операция (школьники собрали 50 тысяч рублей, остальное добавили спонсоры). Он сможет ходить года через 2. Пригласила его в программу «Самый умный».
Вторую часть рассказа о своей поездке в Татарстан пишу в ночи, параллельно читаю ваши комментарии к первому посту. Приятно, что все-таки адекватных людей больше, чем неадекватных. Очень позабавил коммент о том, что министр заплатил мне за свой пиар. Ну что ж, я не против, буду и впредь собирать дань со всех региональных министров, приезжать к ним и описывать потом свои ощущения. Также надо обложить поборами директоров школ и учителей, про которых тоже планирую писать много и подробно.
А если говорить серьезно, то эта ущербная психология стране очень мешает. Почему нельзя сделать что-то полезное за свои деньги? Я же их здесь зарабатываю. И другим советую делать тоже самое, а не ждать, пока принесут и подадут зарплату, на которую можно будет жить так, как хочется, а не как получается.
Глобальный консюмеризм становится сегодня одной из самых острых проблем человечества. Все это происходит на фоне тотального отсутствия героев, которые могли бы послужить ролевыми моделями для людей, мечтающих жить иначе, но не понимающих, как это делать. В Казани один педагог мне сказал о том, что ТВ должно и могло бы показывать учителей по-другому. Могло бы, ответила я, но не будет. Потому что сегодня на ТВ самым востребованным персонажем является фрик. Он главный герой. И здесь я абсолютно солидарна с Константином Эрнстом: человек охотно ассоциирует себя с этим фриком, потому что фрик легко нарушает любые правила,
существовавшие до этого». Поэтому мы так подвержены стереотипам: власть плохая, Медведев сдался, Путин стал Каддафи, честным путем в России денег заработать нельзя, а если заработал, надо выводить через офшоры и валить. Валите! А я останусь здесь и буду делать то, что мне кажется важным. Я буду рассказывать вам о людях, которые в это негеройское время каждый день делают что-то полезное и нужное для своей страны.
Директор гимназии № 19 Ренат Заманов подарил мне тарелку, которую расписали для меня школьники. Как будто знали, что я их коллекционирую.
Когда мы пришли в гимназию № 19, министр Гильмутдинов меня сразу предупредил, что школа эта еще несколько лет назад была «мышиной норой». Но благодаря активности ее директора и коллектива тыква со временем превратилась в карету. Архитектор этого превращения, директор гимназии Ренат Заманов (ему всего 33 года) к этому моменту уже два дня как покинул свой пост и перешел работать в республиканское Министерство образования. Жаль, когда школу покидают молодые директора, даже если они идут на повышение. Но гимназию № 19 жалеть не стоит. Лучше пожалеть себя: выбор преемника Рената Заманова выходит за рамки самой буйной фантазии сценаристов сериала «Школа».
Нияз Гафиаттулин мог бы стать звездой в Голливуде, но выбрал путь учителя в Казани.
В тот момент еще исполняющий обязанности, а теперь уже официально назначенный директор школы Нияз Гафиаттулин выглядит как Джуд Лоу в молодости и к моменту нашего знакомства с успехом проживает свой 25-й год жизни (из которых учительский стаж составляет уже 5 лет). За это время он успел выиграть грант Министерства образования, поучиться в Швейцарии и Сингапуре. Одарив меня обворожительной улыбкой, он предложил прогуляться по школе. Как только мы двинулись вглубь коридора с толпой школьников, к нам подошел мальчик и предложил посмотреть его разработки как педагога.
Звали юношу Руслан Галимов, он оказался преподавателем информатики в старших классах, а уже после моего отъезда был назначен заместителем директора гимназии. После того, как до меня дошло, что он учитель, удивляться тому, что для своих уроков он регулярно скачивает видео и графики из YouTube, хочет усовершенствовать GTA и дает ученикам возможность принимать заказы от фирм на разработку сайтов уже не пришлось.
Одно из таких дарований - восьмиклассник Даниил, который сам написал сайт для игроманов и портал endohelp.ru - форум татарских эндохирургов.
В 19-й гимназии в порядке вещей было и то, что учитель географии время от времени переходил с учениками на английский, учитель химии готовил кандидатскую и смеялся над шуточками Гильмутдинова про то, как он заставил педагога похудеть с 58 до 52 размера.
И главное, не забывайте, что всем этим педагогам было не больше 25, а на вид многим даже меньше. Им всем было весело, они улыбались, и даже если всех их назначили специально к моему приезду, то только ради этого стоило ехать в Татарстан. Стоило ли удивляться, что у них в гимназии лучшие результаты по ЕГЭ в Казани и, думаю, явно не последние по всей России.
Из этой гимназии я поехала в центр образования № 178, где директором работает побывавшая у меня на форуме «Умная школа» Венера Хайрутдинова. Школа на 19-ю гимназию не похожа совсем. Много учителей старой закалки. Впечатляет диапазон кружков и секций, в которых занимаются ее ученики. Два бассейна, игровые и танцевальные комнаты, театр - здесь есть все! Театры в школах люблю особенно, потому что для детей сегодня очень важно научиться чувствовать культуру, научиться элементарно сидеть в театральных залах, поскольку не у всех есть возможность посещать их вне школы.
У Венеры Кашфиевны были все условия для того, чтобы дети в школе чувствовали себя даже лучше, чем дома. Очень мне понравился и кружок авиамоделирования. Для парней это важно: уметь что-то делать своими руками. А это были не какие-то поделки, а самые настоящие самолеты, которые летали и были явной гордостью молодых конструкторов.
Школьная столовая - предмет гордости директора, и мне, не скрою, удалось выяснить, почему.
Click to view
Далее по программе у меня шла школа № 33. Внешним видом она напоминала 178-ю, но похожесть геометрических линий в Казани еще не означает копирование образовательных процессов.
Директор Нелля Шамильевна Шаяхметова долго ждала окончания строительства этой школы и всего год назад переехала в новое здание. Здесь энтузиазм ее коллектива нашел прекрасное применение. Скучать здесь не приходится ни детям, ни учителям.
Среди дополнительных занятий есть даже секция лепки из теста
Разве можно скучать на занятии, которое и назвать уроком-то язык не повернется, ведь оно находится на стыке сразу нескольких дисциплин: географии, астрономии, физики, экономики и политологии? Да еще и на английском языке. Школьникам предложили выбрать место на земном шаре, чтобы установить площадку для запуска новой российской ракеты с космическими туристами. Физики настаивали, чтобы это было государство, максимально приближенное к экватору, географы предлагали ряд вариантов таких стран, а экономисты и политологи анализировали их в качестве партнеров Роскосмоса. А я думала про вице-премьера Игоря Сечина и его давнюю любовь к Венесуэле. Дети, кстати, тоже склонились к этой стране. Это навело меня на мысль, что заложенное Сечиным партнерство принесет плоды в будущем. Венесуэла находится на экваторе, там много равнин, страна экономически развита, и управляет ею большой друг России - Уго Чавес.
Если преподавать так все предметы, то, боюсь, желающих учиться может оказаться слишком много и не только школьного возраста. Взрослые могут побросать работу и вернуться в школу. Волнующиеся народные массы будут выдвигать исключительно образовательные требования. В казанских школах и школьники, и учителя - все хотели учиться и делились со мной своим опытом.
«Если просто пересказывать книги, дети быстро потеряют интерес к предмету», - считает Николай Токранов, учитель русского языка и литературы, - «поэтому я стараюсь им давать живые образы. Если рассказываю о Емельяне Пугачеве, указываю им на «памятные пугачевские места» в Казани: там, где сейчас ходит электричка, был овраг, в котором атаман прятался от солдат, а ниже по нашей улице стояли пушки Пугачева».
Учитель математики Александр Яшин тоже умеет находить правильный подход к школьникам, не загружая их тангенсами и котангенсами: «Спрашиваю их в начале урока: кто знает столицу Бутана? Интересно же. Рассказываю, что скоро телевизором 3D уже никого не удивишь, лет через 20 будем смотреть видео в режиме ощущений, никаких проводов не будет, а стоить вся техника будет дешево, как никогда». По этому человеку явно чувствовалось, что он принадлежит к партии таких людей, как мы с физиком Гильмутдиновым, - верящих, что телепортация будет и, возможно, мы это увидим…
Сопровождавший меня министр образования, не сразу узнаваемый детьми, еще успевал вежливо с ними познакомиться и предлагал им получить у него справку об освобождении от уроков. Дети смотрели на него с недоумением. То ли потому, что впервые видели министра, то ли оттого, что не понимали, как умный министр может предлагать такие неправильные вещи. Министр вообще любит предлагать всякие странности. Всем, кто писал мне в блоге острые комментарии, он предлагал лично позвонить, а лучше встретиться. На вопросы о дискриминации русского языка в Татарстане он отвечал бесконечно и не утомлялся ничуть. Мы даже позвонили одной родительнице, Лидии Сафиной, которая писала мне, что ее ребенку сократили часы русского языка за счет татарского. Оказалось, что она просто складывает часы татарского языка и литературы и сравнивает их с часами русского. Министр пообещал мне, что готов лично проверить любую информацию о дискриминации русского языка в Татарстане, если вы напишете номер школы и свой телефон.
Прилагаю сравнительное расписание уроков русского и татарского языков в двух казанских школах. Выводы делайте сами!
Армия русских писателей на страже родного языка в казанской школе
Я задавала этот вопрос в каждой школе и признаков ущемления русского языка не обнаружила. Зато невозможно было не заметить нашествия молодых и очень молодых учителей. Может, Гильмутдинов все и подстроил, но тогда он очень хорошо это делает и, возможно, подстраивая все таким образом, и построить удастся.
Тот уровень контактов, который Татарстан установил с Сингапуром, уникален. Вряд ли сингапурский опыт можно, как кальку, наложить на всю Россию. Однако Татарстан по размерам соответствует этому «азиатскому тигру». Если в России появятся такие центры образования, как Казань, то рано или поздно вся система начнет меняться.
Понятно, что не во всех российских регионах есть деньги для такого сотрудничества. Татарстан - богатый край, но ему не завидовать надо, а радоваться, что он может стать локомотивом для других регионов, которые смогут и учиться, и конкурировать - в зависимости от своего желания и целей.
Вы спрашивали меня после первого поста из Казани, почему я хожу только в успешные школы и не посещаю школы неблагополучные. Отвечаю: я не чиновник. Если мне покажут школу, где нет теплого туалета, а в спортзале протекает потолок, я не смогу взять молоток и гвозди и все починить. Я встречаюсь с директорами и учителями школ, которые уже сегодня смогли многого добиться и стать лучшими. «Всегда будет огромная разница между теми, кто спрашивает: “Почему ничего не получается?” - и теми, кто спрашивает: “Как сделать так, чтобы все получилось?”» (Бернард Вербер). Второй подход мне ближе.
«А в телевизоре вы другая», - сказали мне первоклашки из школы № 33.
В школе № 33 попала на заседание школьного совета. Обсуждали тему благотворительности. В качестве главных благотворителей назвали Мать Терезу, Владимира Путина и Гошу Куценко. Хм…))
Слоган на доске объявлений в комнате совета школы № 33. Если и через 10 лет эти девочки и мальчики будут следовать ему, значит школьные годы прошли не зря.
Каждый человек должен уметь хоть что-нибудь делать своими руками. Этот значок я сделала сама. В трудные времена не пропаду!