Что вам приходит в голову, когда вы слышите «Амстердам»? Велосипеды, каналы, тюльпаны и, конечно, - куда же без них - кофешопы, «красные фонари» и прочие развлечения. Последнее, что интересует рядового туриста в Голландии, - это высшие учебные заведения. Но мой друг и путеводитель по миру
sergeydolya - не рядовой турист! На прошлой неделе мне чудом удалось поймать его между очередными странствиями, и он любезно согласился рассказать про Свободный университет Амстердама, в котором недавно побывал.
Как свобода во всех проявлениях, с которой принято ассоциировать Голландию, отражается на обучении студентов? Продолжаю цикл рассказов об образовании в разных странах.
©
Все фотографии предоставлены С.Долей - В первую очередь я хочу поблагодарить Сергея Долю за то, что он к нам снова приехал! Спасибо дорогому дяде Сереже, что он опять с нами! Через 3 дня после отчаянного путешествия
на ледоколе по Арктике прийти к нам - это серьезный поступок. Извини, что кабинет не шатается, вода из стакана не выливается…
- Все нормально.
- Мне всегда хотелось у тебя спросить, как твой организм выдерживает такие перепады - из Арктики в Марокко?
- Я уже привык и организм мой - тоже. Главное, чтобы была небольшая высота - вот высоту я не очень хорошо переношу.
- А как же ты летаешь тогда?
- Летаю нормально. Мне в горы тяжело подниматься. Мне вот скоро в Тибет. А там - 6 тысяч метров, и будет нелегко. Я теперь думаю, может, отказаться.
- Нет! От Тибета отказываться нельзя! Я же весь мир узнаю через тебя. Зачем нам National Geographic, если у нас есть Сергей Доля? Думаю, что в какой-то момент у нас появится канал, который в своем пакете будет предлагать путешествия по разным странам. А пока такого канала нет, есть ты. На какую кнопку ни нажми, «Бац!» - оказывается и в этой стране ты был. Давай перейдем к Голландии. Скажи, пожалуйста, каким образом ты вообще попал в Свободный университет Амстердама? В массовом сознании этот город ассоциируется со свободой в употреблении наркотиков и публичными домами, но никак не с образованием.
- Я написал у себя в блоге, что еду в Амстердам, и оказалось, что там живет очень много моих читателей. Одна девушка из России,
natusik-22, написала, что учится там, и предложила организовать экскурсию в свой университет. А для меня это, естественно, очень интересно, потому что все эти «красные фонари» уже набили оскомину, и все это уже видели. Хотелось чего-то новенького.
- И как это было?
- Мы встретились с этой девушкой, и она показала мне свой университет.
- Когда ты туда вошел, у тебя было ощущение, что ты в западном университете? Есть ли какие-то визуальные различия?
- Дизайн очень сильно отличается от наших вузов. Ты заходишь туда и сразу понимаешь, что попал в европейское учебное заведение.
Я не знаю, что не так с нашими университетами. Например, у них везде царит минимализм: все очень просто, но очень функционально. При этом очень высока техническая оснащенность, когда заходишь, ты видишь какие-то мониторы, компьютерные терминалы и тому подобное.
Там прекрасная навигация по университету, на стенах висят таблички. А у нас обязательно потеряешься. Вход в университет, кстати, абсолютно свободный.
- То есть ни карточек, ни охраны?
- Ничего подобного. Начнем с парковки. Она вся забита велосипедами, все студенты ездят на велосипедах. Это нормально для Амстердама.
Потом мы зашли внутрь, у нас никто не проверял документы - пожалуйста, заходи, кто хочет. Никто ничего не охраняет и не сторожит. Дальше мы пошли по коридорам. Я увидел, что там прямо в коридорах стоят столы, где люди занимаются между парами и готовятся к следующим занятиям.
- А курилки есть?
- Нет. Там курить нельзя. Единственное место, где можно предаться пагубной привычке, - на улице, причем довольно далеко от университета. И, как ни странно, курит очень мало студентов. Мы в курилке увидели только трех человек, а университет огромный, многоэтажный. Каждый этаж - это отдельный факультет.
- Я думаю, это связано с системой образования в Нидерландах - она не заимствована у какого-либо государства, а тесно связана с традициями и обычаями страны. Если я не путаю, там существует три типа высшего образования: собственно университеты, высшие профессиональные школы и международные институты.
- Все правильно. В Свободном университете, где мы были, - 20 факультетов. Учись - не хочу! У каждого есть своя библиотека и свои аудитории.
- Я читала, что голландские студенты сдают сессию каждые два месяца по двум предметам. Думаю, ты сам много читал про наш ЕГЭ, который пока совершенно не приживается. Наши интернет-активные школьники все ответы списывают в социальных сетях и Skype прямо во время экзамена. А как в Голландии списывают?
- Не знаю, честно говоря. Чему у них стоит поучиться, так это самому процессу образования. Он у них очень творческий и свободный. Каждый студент полностью отдан сам себе: он сам решает, какие предметы и как именно он будет учить.
Очень много времени уделяется самоподготовке. Лекции в университете читаются, скорее, для общего ознакомления с предметом, а учатся студенты сами.
В таких мейлбоксах студенты оставляют свои работы для преподавателей.
- А посещаемость там регулируется? Это важно при сдаче экзаменов?
- Нет, не важно. Главное, чтобы ты сдавал нормально экзамены. Посещаемость там особо не фиксируется, насколько я понял.
- А внешне голландские студенты отличаются от наших?
- Да, сильно отличаются. У нас, мне кажется, многие студенты часто приходят в университет просто выпендриться. Для нас очень важен внешний антураж. В Голландии такого нет.
- Просто в этом возрасте с помощью одежды уже можно показывать, у кого какой достаток. Согласна с тобой, в российских институтах это делается очень агрессивно. Например, кавказцам очень важно ярко одеваться, приезжать на хорошей машинке и так далее.
- Там все более или менее одинаково спокойно одеты. В дорогих брендах никого не встретишь. Внешне голландцы - люди очень аккуратные и спокойные.
- Читала у тебя в блоге, что все занятия в Свободном университете ведутся на английском языке. Почему так? Много иностранцев?
- Я думаю, что это связано больше с культурой самой Голландии, а не с образованием. У них английский - второй язык. Телевидение - на английском, и фильмы у них никогда не переводят, максимум титры могут пустить. В университетах преподает много иностранных профессоров, и, конечно, студенты со всего мира. Я думаю, поэтому им удобнее на английском.
- Расскажи, какая атмосфера в Свободном университете?
- Там все вокруг постоянно жужжит, как улей. Народ куда-то все время ходит, что-то смотрит, разговаривает.
Я был в комнатах самоподготовки. Там все оборудовано для того, чтобы человек мог подготовиться к паре: мониторы, DVD-проигрыватели, компьютеры. Вот такие люстры висят, наверное, студенты сделали их сами.
- Похоже на модный нынче open space. У нас в вузах такое не принято, только на «Стрелке» пытаются сделать что-то похожее.
- Везде есть Wi-Fi, по всему университету стоят терминалы. Если у тебя с собой нет ноутбука, можешь войти в интранет и посмотреть все свои задания, расписание и т.п.
- Кстати, ты интересовался, обучение там дорогое?
- Для голландцев - 2 тысячи евро, для иностранцев - 12 тысяч евро. Не знаю, сколько сейчас высшее образование стоит у нас, но думаю, что примерно на том же уровне.
- Образование, полученное в Голландии, престижно? Это учение ради учения, ради того, чтобы усовершенствовать язык и пожить в другой образовательной среде, более зрелой по сравнению с тем этапом преобразований, на котором находится наша система? Или диплом, который там получают, дает какие-то особенные возможности?
- Тут дело даже не в дипломе, а в знаниях. Престижно образование или нет, это имеет большее значение в России. А там ты получаешь реальные знания, которые в тебя не вдалбливают, как у нас; ты учишься не за оценку, а потому, что это интересно. Наталия рассказывала, что таких лекций, как в Амстердаме, она вообще никогда не видела. Студенты приходят на них, как на спектакли.
- Она планирует вернуться в Россию?
- Увы, нет.
- Что ж, это показательно.
- Я был в МГИМО и думал, что уж там-то тоже все должно быть «das ist fantastisch»! Но на самом деле по техническому оснащению МГИМО, к сожалению, значительно уступает. В Амстердамском университете каждая аудитория оснащена микрофоном и проектором, ты приходишь со своим ноутбуком, подключаешься, и все готово. Еще: вроде бы мелочь, но мне очень понравился глазок в двери каждой аудитории. Причем снаружи! Ведь у нас как принято? В аудиторию постоянно кто-то заглядывает, дверь открывает. А здесь через глазок всегда можно подсмотреть, что происходит внутри.
- Полная свобода выбора! Можешь посмотреть и, если что-то не понравилось, развернуться и уйти.
- Еще я побывал на студенческой вечеринке. Они каждый четверг собираются в баре и выпивают вместе. Там, конечно, не протолкнуться. При этом абсолютно нормальные лица - люди просто выпивают и разговаривают об учебе.
- Удивительно, потому что от этой страны первым делом ожидаешь толп людей, безудержно пьющих алкоголь и курящих траву!
- Пьяных или обкуренных там вообще не было! Вообще, если отвлечься от темы образования, можно долго говорить о том, как проходят вечеринки у нас и у них. У нас люди собираются в квартире: гитара, крепкий алкоголь, все сидят вокруг стола, и к вечеру у всех уже тяжелая голова. У них собираются в баре, общаются, все время переходят от одного к другому, ходят с бокалами, но пьют немного. У них нет задачи напиться, у них задача - пообщаться.
- Признаюсь честно, я не смотрела специально статистику, но люди говорят, что в Голландии уровень потребления наркотиков гораздо ниже, потому что они их легализовали. То есть смысл в том, что там, где все можно и доступно, люди менее криминализированы в своих проявлениях. На самом деле это так?
- Возможно. Например, в злачных районах Амстердама самих голландцев ты никогда не увидишь. Там бывают исключительно туристы.
- Получается, они зарабатывают на наших пороках?
- Да. Но, с другой стороны, туристы, которые приходят в эти районы, в Голландию приезжают специально для этого. Совершенно не факт, что каждый день они живут такой же жизнью у себя дома.
- Скажи, какие три основных пункта наша система образования могла бы позаимствовать у голландской?
- Во-первых, техническое оснащение, это очень важно. Во-вторых - мотивацию. Я такой мотивации, как там, у наших не встречал. В МГИМО я тоже встречал людей с горящими глазами, которые хотят знаний, но такого, как в Амстердаме, у нас нет. Там никто не отсиживает, все реально учатся, и не ради престижа, а ради знаний. И третье - это, конечно, система, в которой больший упор делается на самостоятельное обучение.
- И последний вопрос. Если бы ты в свои студенческие годы мог выбирать: учиться здесь или уехать туда, ты бы поехал в Амстердам?
- Если просто поучиться, то да. Но я бы все равно сюда вернулся. Мне у нас очень нравится.
Репортажи Сергея Доли про Голландию
в его в ЖЖ.