Как зарабатывать школам? Образовательная игра в Казани

Mar 01, 2011 13:15



Как бы кто ни относился к предстоящей реформе образования, очевидно, что без новых решений не обойтись. Скандал, который разразился в обществе из-за изменения стандартов обучения, четко показывает: никакие новшества в образовании невозможны без эффективного диалога. И главное звено в этой цепочке - не чиновники и даже не учителя, а дети.

Современные школьники уже не хотят, чтобы все решали за них. Они имеют свой взгляд и на реформу образования, и на новые стандарты. Более того, часто они могут предложить нестандартные и, что важно, очень эффективные решения. Именно поэтому кульминационным моментом моей поездки в Казань стало посещение лицея им. Лобачевского.

Я предложила татарским школьникам принять участие в эксперименте. Вместе с моими коллегами мы придумали образовательную игру в формате workshop.

image Click to view



Восемь команд, в каждую из которых вошли школьники, учителя, журналисты и даже министры, строили «идеальную школу».



В центре министр образования и науки РТ Альберт Харисович Гильмутдинов

Из госбюджета с моей легкой руки им было «выделено» по 40 тысяч рублей (к сожалению, только виртуально). На них команды и должны были выстроить эффективную образовательную систему. Участники могли привлекать и дополнительные источники, но тогда им нужно было выстроить бизнес-модель финансирования школы.

Надо сказать, что игра началась очень бурно. Участники галдели, кричали, спорили, а в кулуарах можно было услышать необычайно смелые детские диалоги:

- А нужна ли нам вообще математика?
- М-м-м... Да, это очень дорого!
- Ты что, с ума сошел?! Нам еще ЕГЭ сдавать!

В процессе игры я заметила один очень интересный момент. Больше всего идей было именно у школьников, и все из них были прогрессивными. Удивило меня еще вот что. Большинство участников прекрасно понимают, как нужно зарабатывать их школе. И это не абстрактные мысли, а конкретные решения. Например, одной из команд не хватало денег на содержание школы, и они увеличили сумму за дополнительные уроки. Но не за счет своих родителей, которым пришлось бы больше платить. Они предложили организовать преподавание дополнительных предметов для учеников других школ - через интернет.



Еще одна команда развернула настоящую предпринимательскую деятельность: ребята превратили свою школу в языковой центр для взрослых. Другая команда решила привлекать спонсоров за счет различных образовательных гаджетов. Но и на этом дети не остановились. Они создали систему добровольного страхования и программу языкового обучения для европейцев. И знаете, что самое удивительное? Все эти предложения придумали дети! У меня сложилось такое впечатление, что, если школьникам дать возможность улучшить реальную систему образования, они введут такие новшества, что в плюсе окажутся абсолютно все.



При помощи нашей игры можно провести настоящее исследование образовательных потребностей и пожеланий российских школьников. Так, подавляющее большинство ребят делает упор на инновации. По мнению казанских школьников, неотъемлемой частью обучения должны стать современные технологии: электронные ридеры, интерактивные доски, обязательный Wi-Fi. В старших классах нужно углубленное изучение информатики. Уже в начальной школе надо начинать изучение иностранных языков. Такого мнения придерживается почти половина участников.
Большое внимание школьники уделили дополнительному образованию. В качестве дополнительных занятий в первую очередь выбрали спорт, компьютерный дизайн и творческие лаборатории. Также важным ребята считают знакомство в старших классах с азами будущих профессий.



Игра показала несколько очень важных вещей и мне, и учителям, и правительству Татарстана. Эффективность школы напрямую зависит от модели ее финансирования. А это, в свою очередь, требует создания новых форматов и поиска дополнительных источников финансирования. Такой прогрессивный подход к образованию есть у сегодняшних школьников - поколения Digital Natives.

Я думаю, будущее образования не в последнюю очередь - именно за их бизнес-подходом и прогрессивным мышлением.

фото, Казань, образование

Previous post Next post
Up