Мое интервью итальянской газете La Repubblica.it
MOSCA - "Penso che la comunità europea ci aiuterà. Nessuno sa quando le relazioni tra la Georgia, che è il mio Paese, e la Russia, che è anche il mio Paese, saranno riallacciate. Oggi come oggi è una cosa pericolosa per i miei amici, per i miei parenti, per tanta altra gente. So che mi devo comportare con cautela. Però questo non significa che devo star zitta". In Russia vive più di un milione di georgiani. Una di loro è Tina Kandelaki, 33 anni, famosa e bella star della tv russa, conduttrice di programmi molto popolari sul canale Sts. E' arrivata a Mosca dieci anni fa e ha avuto subito successo. Tutti i giorni, con regolarità prussiana, nelle sue trasmissioni la bruna e seducente Tina ribadisce la sua identità "georgiana al cento per cento, parlo molto della mia nazione, della nostra cultura", perché è convinta che i russi non odino i georgiani, nemmeno dopo che è scoppiata la guerra. Anzi Тина Канделаки: «Я - грузинская звезда на путинском ТВ»
Леонардо Коэн
"Я думаю, что европейское сообщество нам поможет. Никто не знает, когда отношения между Грузией, которая является моей родиной, и Россией, которая также является моей родиной, будут восстановлены. Сегодня для моих друзей, для моих родственников и для многих других сложилась опасная обстановка. Я знаю, что должна вести себя осторожно. Но это не означает, что я должна молчать". В России проживает более миллиона грузин. Одна из них - Тина Канделаки, 33 года, известная и красивая звезда российского телевидения, ведущая многих популярных программ на канале СТС. Она приехала в Москву 10 лет назад и сразу же добилась успеха. Каждый день, с прусской регулярностью, в своих телепередачах обворожительная брюнетка Тина заявляет о своем "стопроцентно грузинском происхождении, я говорю о моей нации, о нашей культуре", потому что она убеждена, что русские не испытывают ненависти к грузинам, даже после того, как вспыхнула война. Напротив.
Она очень часто цитирует фрагменты из книги, написанной в четыре руки Андреем Битовым и Резо Габриадзе, где приводится их диалог о том, "кто такие грузины". Русский Битов, уточняет Тина, "говорит гениальную вещь: "Мы всегда смотрели на грузин и понимали, что они немного красивее, немного благороднее и немного веселее нас. Иными словами, если посмотреть на них, то они почти русские, только чуть-чуть лучше. Они похожи на нас, но они те русские, которыми мы никогда не станем". Битов показывает, какие отношения нас связывают. Только русские так могут говорить о грузинах".
Неоднократно, во время ток-шоу, в которых принимали участие политики, артисты и представители интеллигенции, Канделаки объясняла, что конфликт между Россией и Грузией - "или же между Россией и Соединенным и Штатами" - начался "намного раньше" 8 августа. "Моя страна оказалась разменной монетой", - Канделаки повторяет это в маленькой комнатке в студии СТС, где мы с ней встретились: "Войны между Россией и Грузией не существует. Существуют лишь глобальные изменения, ставшие следствием противостояния между Россией и Соединенными Штатами. Грузины потеряли на этом больше, они понесли большие потери, как человеческие, так и экономические".
Она чувствует себя выразительницей настроений всех грузин, не имеющих возможности высказаться. Если бы они могли свободно выражать свои мнения, "отношения с русскими были бы другими". Они могли бы сказать, например, что Грузия вовсе не та страна, которая хочет иметь в качестве президента Саакашвили. "Есть хорошая русская пословица, которая как нельзя лучше подходит для описания Саакашвили: деньги и власть портят. Испытание властью - одно из самых суровых. Я думаю, что для него власть стала непомерным бременем, он не сумел показать себя сильным. Для нас, грузин, как президент он слаб". Это мнение Тины в Тбилиси было воспринято негативно. Ее обвинили в оппортунизме. Назвали женщиной, которая флиртует с Кремлем. Тину это возмутило. Год назад грузины предложили ей возглавить канал Tv Rustavi 2, близкий к режиму. Она отказалась, потому что "слишком трудно для меня быть так близко к власти". Разве в Москве не так?
"Скажем так: моя судьба не зависит напрямую от президента Российской Федерации, в то время как в Грузии моя судьба напрямую зависела бы от Саакашвили". Оппозиция, чтобы защитить карьеру? Тина возмущается: "Я говорю так, потому что волнуюсь за грузин, которые здесь живут. Меня просят, чтобы я это делала. Ксенофобия - это реальная опасность. В моем блоге кто-то написал: "Убирайся, что ты здесь делаешь, если ты грузинка?" Сегодня в Грузии существует только одна доктрина, и ее озвучивают все телеканалы. Но, к счастью, интернет еще не отменили, и в сети можно найти самые разные мнения". Те мнения, которые она может спокойно выражать, "потому что все мои родственники уже живут в России. Те же, у кого родственники в Грузии, боятся говорить".