© Lucie's Photography
Наверняка вы хотя бы один раз видели, как новенькая машина на высокой скорости пытается объехать неожиданное препятствие, опрокидывается, кувыркается по дороге, с каждым ударом превращаясь в груду металла… В протоколе напишут: “Водитель не справился с управлением”. Пострадавших развезут по больницам.
Гаишники никогда не ведут отдельной статистики, как зависит аварийность от стажа вождения. По общему мнению, считается, что больше всего аварий совершают те, кто сел за руль менее трех лет назад.
Вообще, если говорить правду, то выглядит это так.
Большинство людей сначала покупают права. Потом, купив права, садятся за руль, а потом начинают учиться водить. И уже сидя за рулем и беря частные уроки, они попадают в ДТП. Хорошо, если в легкие, а иногда и в тяжелые. И, таким образом, за время от года до трех волей-неволей становятся полноценными водителями. Выучив правила за счет практики, а не за счет теории! Вы никогда не докажете мне, что большинство сначала зубрит теорию, а потом выезжает на дорогу. Машина-автомат сделала свое черное дело. Все выезжают на дорогу при помощи автомата и все учат правила и теорию уже на пути к больнице или к чему-либо еще - в зависимости от удачливости водителя.
Вождению должны учить автошколы, которые давно уже ругают. Когда я сдавала экзамены пять лет назад, мне предложили оседлать “копейку” с механической коробкой управления, которая еле дергалась с места. Зачем мне учиться водить на “копейке” с механической коробкой, если я никогда в жизни на такой машине сидеть не буду? Не потому что я планирую жить отдельной от своей страны жизни, а просто потому, что эти автомобили морально и технически устарели, и я надеялась приобрести более современный и технически более безопасный автомобиль. Инструктор сказал мне, что если я смогу вести эту машину, значит все остальное я тоже смогу вести. Это так, но я считаю, что граждан Российской Федерации уже можно учить на более современных машинах. Для того чтобы научиться пользоваться iPhone, не обязательно начинать с Nokia первого выпуска.
Я считаю основной проблемой то, что автошколы учат недостаточно хорошо, дают недостаточные знания и опыт. Но единственное, что сейчас придумали вместо того, чтобы вывести школы на тот уровень, когда они будут учить вождению, а не продавать права, - это запрет экстерна. С 1 января 2011 года сдавать экзамены на права в ГИБДД можно будет только со справками об окончании автошкол. Школы должны будут пройти перелицензирование.
Газеты уже предположили, что нововведения приведут к тому, что обучение подорожает. Например, в Москве - с 20 до 30 тысяч. Это произойдет, потому что школ станет меньше, а их услуги - обязательными. По-моему, беда не в том, что кто-то хочет сдавать экзамены экстерном, а в самой системе выдачи прав. А запрет экстерна ее не решит.
До 1990 года мы не знали, что такое кредит. Машины покупали только те, кто мог это себе позволить, после долгого ожидания. А после 1990 года все вдруг поняли, что можно не копить всю жизнь на машину. И всем захотелось скорее сесть за руль! А ведь в руках неопытного человека машина - это орудие убийства. Нужно научиться водить в самых разных условиях и только после этого выезжать на дорогу.
Когда я только начинала водить, обстоятельства сложились так, что мне надо было перевезти огромное количество вещей с одного конца города в другой. И никто мне не мог помочь. Тогда я поехала сама и всю дорогу боялась! Я всем уступала дорогу, всех сторонилась. И тем самым мешала другим! Потому что, если общий поток едет со скоростью 100 км/ч, машина, которая едет медленнее, становится опасна для остальных. И все это из-за неопытности.
Поэтому так важно, чтобы человек, которого школа выпускает на улицу, имел гораздо большие навыки и опыт вождения, чем это принято сейчас. 20 уроков - это минимальное число для того, чтобы водителю выжить сегодня на дороге. Но на самом деле лучше даже 30, причем с длинными поездками, специальными программами по вождению: в пробках, в потоке, на скорости, на гололеде и т.д. и т.п.
Мы должны приходить к тому, чтобы тестирование водителей было гораздо серьезнее, чем оно есть сейчас. Многие люди сегодня садятся за руль морально не готовыми к вождению, они просто не понимают, с чем имеют дело, не осознают, что они управляют пулей, которая летит на огромной скорости! Нужно больше рассказывать об этом, чтобы будущий водитель сам осознал, как важно выезжать на дорогу, зная и теорию, и практику. И для этого тоже нужны автошколы, а не только для официальной справки.
Самые очевидные решения просты и даже банальны.
Первое: исправить программу обучения в автошколах. Добавить часы, ввести промежуточные проверки, чтобы ученик сам понял, чего он еще не умеет.
Второе: ввести рейтинг аварийности выпускников для автошкол. Если среди выпускников той или иной школы много виновников ДТП - лишать ее лицензии! Вы можете мне возразить, что школа не должна отвечать за ученика. Но если ее инструкторы берут деньги за обучение, значит они несут ответственность за качество своей работы!
Третье: изменить саму систему сдачи на права. Сейчас претендент сдает теорию, натаскиваясь по картам, которые, мягко скажем, оторваны от реальной жизни. Потом - площадка. И после всего этого - вождение в городе. При большом везении, экзамен можно сдать за полдня. В идеале экзамены должны принимать не сотрудники милиции, а независимые гражданские специалисты с достойной зарплатой - чтобы не было искушения. Такая система действует в Европе.
Понятно, что наш человек всегда будет искать пути наименьшего сопротивления. Но система может заработать. Так, например, в странах Прибалтики живут бывшие советские люди, которые уже не пытаются “решать вопросы”, потому что знают, что это бесполезно и очень дорого. Там же два года новички обязаны иметь на своих машинах специальный знак, например, зеленый кленовый лист. А если новичок такой знак не поставил, его штрафуют. В России тоже два года надо возить специальную наклейку - восклицательный знак на желтом фоне, но за его отсутствие никого вроде не наказывают. И, конечно, для новичков действуют еще более жесткие ограничения, чем для водителей со стажем. Например, нельзя превышать 90 километров в час за городом. Итог таков: аварийность среди новичков в Прибалтике примерно на треть ниже, чем в России.
Если новичок будет осознавать всю ответственность, а кроме того, еще и знать, что его могут оштрафовать и заставить пойти учиться еще раз, он будет осторожнее. И сам не захочет выезжать на дорогу без подготовки! Пока же вся система работает так, что права дают новичку возможность стать камикадзе.
Poll А вы купили права?