Истории успеха: DuPont. Часть 2

Oct 29, 2010 11:28

Чудеса науки. Продолжение

Продолжаю историю компании DuPont , которую начала рассказывать вчера.

Истории успеха: Дюпон. Часть 1



© DuPont

Краткий курс молодого дельца

Все началось в 1802 году. Тогда семья французов Дюпонов, преуспевших во Франции, но вынужденных бежать от революции, открыла в США пороховую фабрику. Да, как это часто бывает, будущий прорыв начинался с оружия. Но можно сказать, что он начинался с пытливого энтузиазма. Стоявший у истоков компании Элетер Иреней Дюпон де Немур написал свой первый научный труд о порохе в 14 лет и продолжил заниматься любимой темой на фабрике. Такой подход в будущем стал отличительной чертой компании, производство которой опирается на собственные исследования.


В 1857 году Дюпоны создали новый вид пороха - взрывной. Компания, что называется, поймала волну. В 1861 году в США началась война Севера и Юга. На тот момент Дюпоны уже в течение 41 года были официальными поставщиками пороха правительству США. Разумеется, с началом войны компания сильно увеличила поставки. Во время Первой мировой войны DuPont тоже получала огромные заказы от воюющих стран. Например, в 1916 году производилось более 4000 пудов в сутки только для России.



© DuPont

В начале ХХ века компания переключилась на более мирные отрасли, занявшись химическими технологиями. И это тоже было очень грамотным шагом - мир устал от войн, настала пора менять имидж. Сегодня DuPont уделяет своему имиджу большое внимание, постоянно подчеркивая экологическую безопасность производства и социальную ответственность компании.

Ловкость рук и никакого мошенничества


© chemheritage

В суровом мире бизнеса не обойтись без хитрости. И DuPont прекрасно овладела этим методом борьбы. К 1930-м годам компания наладила производство синтетических тканей, нейлоновых ниток и отбеливателей для бумаги. Их конкурентом была конопля, из которой тоже делали нитки, одежду и бумагу, не нуждающуюся в отбеливании. И тогда DuPont заручилась поддержкой Вильяма Херста - медиамагната и хозяина заводов по изготовлению бумаги из дерева - и объявила войну. Во всех многочисленных газетах и журналах Херста началась яростная кампания против опасного наркотика марихуаны. Тему подхватила остальная пресса. В результате довольно скоро конопляные плантации были запрещены, и сегодня конопля ассоциируется с наркотиками и только с ними.

Еще одна блестящая авантюра DuPont - запрет фреона. Фреон был создан DuPont в 1931 году. Нетоксичное, негорючее, не вызывающее коррозию, дешевое в производстве вещество быстро стало популярным в самых разных областях. До тех пор пока DuPont была монополистом производства, все шло хорошо. Но после того, как другие компании получили право выпускать фреон, доходы DuPont резко упали. Компания создала новые охладители и пропелленты, которые во многом уступали фреону. И тогда “внезапно” выяснилось, что фреон опасен для окружающей среды. Ученые обвинили его в возникновении озоновой дыры, начались акции протеста; наконец, в 1990 году на фреон было наложено полное эмбарго.

Не раз ко всеобщему удивлению DuPont отказывалась от стабильных и денежных направлений. В начале 2000-х компания отошла от фармакологии и нефтяного бизнеса. В 2003 году DuPont вывела на сторону производство синтетических волокон. Это направление было не только самым доходным для компании, но в свое время принесло ей легендарный успех. В 30-е годы ХХ века синтетические ткани произвели настоящий фурор, а 15 мая 1940 года в США за один день было продано 5 миллионов пар нейлоновых чулок!



© DuPont

Казалось бы, зачем? Сиди и радуйся, стриги купоны. Однако стратегический гений DuPont видел дальше сиюминутной выгоды. Отказ от отработанных направлений позволял направить освободившиеся средства на новые перспективные разработки.

Вложения в успех



Эллен Куллман © DuPont

Когда в 1982 году журнал Forbes впервые составил список 400 самых богатых людей США, в него вошли 28 членов клана DuPont. В 2009 году 7-е место в топ-100 самых влиятельных женщин мира заняла исполнительный директор химической компании DuPont Эллен Куллман. Количество патентов исчисляется миллионами, в 2006 году компания отпраздновала получение 7-миллионного патента! Слоган компании - "The miracles of science”, “чудеса науки”, и на поиск этих чудес DuPont не жалеет сил и средств.

Я пишу об этом, конечно, не для того, чтобы мы вместе вздохнули “Эх, везет же некоторым!” Конечно, без везения не обойтись. Но главное, что меня так привлекает в этой истории - это, я бы сказала, рациональная непоседливость.

Нежелание почивать на лаврах, готовность меняться, отказываться от устаревших схем и искать новые пути к еще большему успеху - это ведь не только про бизнес. Это про всю нашу жизнь. По-моему, это прекрасный принцип и для собственного развития, и для продвижения науки и экономики.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы быть таким же успешным в сегодняшней России? Расскажите, истории каких компаний кажутся вам интересными?

истории успеха

Previous post Next post
Up