Поматросить и не бросить

Aug 07, 2017 19:00



Фото: Яна Пруссакова

Международная регата The Tall Ships Races 2017 стала, пожалуй, самым массовым событием юбилейного года Финляндии. Редактор «Фонтанки.fi» на несколько дней превратилась в матроса на корабле Петровской эпохи и прошла на борту петербургского «Штандарта» от Котки до Турку.

Мы долго глядели на хатифнаттов, уплывающих навстречу бесконечному горизонту. И у меня зародилось странное желание последовать за ними… (с) Муми-папа

Более 80 кораблей и яхт сначала собрались в финской Котке. Такого ажиотажа маленький портовый городок на юге Финляндии не видел давно - на дорогах скопились пробки, а те, кто приехал на автомобиле, долго кружили по городу в поисках свободного места для парковки.

Конечно, основное внимание посетитей Морского фестиваля было приковано к самым большим парусникам: российским «Седову», «Миру», «Крузенштерну», новому учебному кораблю ВМФ Омана Shabab Oman II, Mircea из Румынии, Cisne Branco из жаркой Бразилии. Неизменный восторг посетителей вызывал и деревянный фрегат «Штандарт» - копия боевого корабля Петра Первого, построенная в Санкт-Петербурге в 1999-м. Петербуржцы знают его с алыми парусами - «Штандарт» когда-то несколько лет подряд радовал выпускников. В эти дни в Котке на нём встретились старые друзья: приехали строители корабля, волонтёры и практиканты разных лет.

Я тоже отправилась на борт исторического парусника на переход до Турку, чтобы прикоснуться к матросской жизни.

Жизнь по вахтам

«Брасопимся!», «На перты!», «Отдать грот-марсель!» - на новичка сразу же обрушивается вал морских терминов, но проходит совсем немного времени - и ты уже отличаешь шкоты от горденей и знаешь, что курить и отпускать пошлые шутки можно только на баке.

Вдыхать солёный морской воздух, попивая коктейль на палубе круизного судна, - это для других. Экипаж корабля почти целиком состоит из волонтёров. Часть из них - участники проекта «Штандарта» «Капитанские гички», знакомые с морем не понаслышке. Кто-то, наоборот, выходит под парусом впервые, но это неважно: здесь все делают всё, под чутким руководством трёх профессионалов - вахтенных офицеров. Экипаж делят на три вахты, которые называются по мачтам: фок, грот и бизань, и каждая из них дежурит по четыре часа, затем идёт подвахта, когда ты готов помочь при необходимости, и только потом - вахта сна. И так по кругу. После этого гамак на квартер-деке кажется очень даже удобным.

На «Штандарт» попадают те, кто готов бесстрашно взбираться на реи, драить палубу, приготовить обед на тридцать голодных ртов, нести ночные вахты, спать по четыре часа или вовсе не спать - если случился парусный аврал. День начинается с завтрака в 7:30, а ровно в 8:00 звон рынды собирает весь экипаж на палубе. После подъёма флага - приветствие капитана, расчет, распределение обязанностей и уборка. Моя жизнь на корабле началась с классического матросского занятия - мытья палубы, такой огромной жёлтой щёткой. Назвать посудиной этот деревянный фрегат язык не повернётся, но вот чистят его всё равно средством для мытья посуды. Когда на мокрое дело выходит вся вахта из десяти человек, хватает и часа, чтобы справиться с задачей.

Новички получают базовые знания, проходят курс безопасности и почти всё сразу же закрепляют на практике, остальное - уже непосредственно в море.

Большая парусная семья

И вот начищенный корабль готов к отплытию и лишь ждёт команды, чтобы вместе с другими участниками регаты отправиться в сторону Турку. Парад парусников начинает великан «Седов»: он раскатисто гудит, а курсанты, стоя на палубе, размахивают белоснежными фуражками и бескозырками. Выход десятков судов в море - это не унылая процессия, а праздник, на котором корабли радостно приветствуют старых и новых друзей: гудят на разные голоса, стреляют из пушек и громко кричат «Ура!».

- «Штандарт! Штандарт!» - скандируют на борту проходящего мимо польского кеча General Zaruski.
- «Генералу Зарускому» - гип-гип-ура! гип-гип-ура! ура-ура-ура! - раздаётся в ответ.

Наш исторический парусник гордо выходит из Котки в сопровождении капитанских гичек - больших исторических деревянных лодок. Впереди гудит «Крузенштерн». И конечно - оглушительный пушечный залп от «Штандарта» для судейского судна.

Регата в Турку начинается только через 3 - 4 дня, торопиться некуда: этот этап называется «круиз в компании», поэтому многие останавливаются на денёк в пути. Кто-то решил заглянуть в Таллин, а кто-то - на один из многочисленных островов финского архипелага.



Фото: Jukka Hesselgren / Kotkan kaupunki
А пока есть время для того, чтобы попрактиковаться. Когда в первый же день забираешься на мачту и висишь на рее, изо всех сил скручивая паруса, о страхе почему-то не думаешь - не до этого: есть задача, которую нужно выполнять слаженно с другими членами экипажа. И если вдруг появляется свободная минутка, взгляд сразу же устремляется в пенные волны или дальше, к далёкому горизонту, до краёв наполняя чувством прекрасного и ощущением свободы.

Нет - компьютерам, да - тюленям

Выход в море стирает социальные различия. На «Штандарт» приходят поматросить радиотехники, доктора, музыканты, бизнесмены всех мастей... Народ сам пишет: «Я типичный офисный планктон, хочу к вам». Чтобы забыть о суете и рутине, которая осталась на суше, и с жадностью сделать глоток настоящей жизни.

- Однажды на корабле одновременно оказались специалисты из компаний «Оракл», «Фейсбук», «Майкрософт», двое из «Яндекса». Это выяснилось совершенно случайно. Что интересно, ни одного слова про компьютеры за все время плавания не было произнесено, - вспоминает капитан Владимир Мартусь.

Иностранцы - тоже частые гости экипажа, поэтому на корабле звучит английская речь. Но на этом переходе оказался всего один иностранец.

- Чайник, пожалуйста, - чётко выговаривает за обедом по-русски финн Янне.

Это была одна из первых фраз, которой он научился. Янне работает в сфере недвижимости, а на корабль мечтал попасть с тех пор, как увидел его в своём родном Турку.

А по пути до Турку вдоль южного побережья Финляндии то тут, то там мелькают острова и скалы.

- Скорей на палубу! - просыпаешься однажды утром от призыва. - Смотрите, два тюленя слева по борту!


Фото: Jukka Hesselgren / Kotkan kaupunki

Ещё удивительнее наблюдать, как мимо проплывают места, с которых ты раньше вглядывался в морскую даль с суши, максимум - с моторной лодки: вот архипелаг Большой Пеллинки к югу от Порвоо, где живут гостеприимные шведские финны и недалеко от которого есть остров с летним домиком Туве Янссон, ещё дальше на запад - и справа краснеет с холма водонапорная башня порта Ханко. Он же - Гангут.

Уже в районе архипелага Турку нас гостеприимно встречает марина Käsnäs со всей необходимой яхтсменам инфраструктурой, саунами и спа. Кстати, на корабле есть души, целых два, но пресная вода в море - дефицит. Пара ночей расслабляющей стоянки - и снова в путь.

Рулевой

Когда оказываешься у штурвала, огибая разбросанные в Финском заливе многочисленные шхеры, понимаешь, что управлять кораблём не так-то просто, даже если перед глазами современная навигационная система, - нужно почувствовать, как отзывается на повороты спиц эта махина. И следить за естественными ориентирами - будь то острова на горизонте или звёзды в небе. Когда начинает получаться, штурвал уже отдавать не хочется. Чуть корабль отходит от курса, капитан обращается к вахтенному, следящему за новичком:

- Ровнее держите, а то мне снова придётся в трубочку дуть.

Такое случилось, когда «Штандарт» шёл из Котки по шхерам, а у штурвала стоял начинающий волонтёр, который поначалу ошибался - курс получился зигзагообразный. Финны несколько раз интересовались по радиосвязи, все ли в порядке, а в Хельсинки на борт поднялись два джентльмена с чемоданчиками, чтобы сделать тест на алкоголь.

По пути в бывшую финскую столицу решаем заглянуть на дикий островок в поисках черники. Корабль бодро подходит к намеченному месту якорной стоянки. Настолько бодро, что когда на мониторе резко появляется показатель глубины в 3,1 метра при минимальной 3,3, пробегает лёгкая паника: «Я посадила корабль на мель?!» Но нет, 250-килограммовый якорь спущен, и корабль уже мерно качается на волнах. Несколько часов на изучение острова, инспекцию леса на наличие ягод - и мы движемся дальше после возни с тем самым якорем и длинной цепью - поднимать его нужно вручную.

Говорят, что на корабле укачивает всех, просто зависит от силы качки. Вполне можно пережить, но гораздо сложнее делать это в процессе приготовления пищи, когда по камбузу ездят тарелки, перекатываются по столу ингредиенты, а кастрюлю с супом приходится фиксировать на плите верёвкой. Это потом члены экипажа будут в красках описывать двое бессонных суток азартной гонки до Клайпеды, когда корабль временами кладёт на борт, а воду из кубриков, где плавают вещи, откачивают мотопомпой, таская её из отсека в отсек...

Турку

А пока в Турку публика встречает наш фрегат восторженными возгласами в ответ на пушечные залпы. На реке Аура лесом возвышаются мачты, гордо реют морские и государственные флаги - нос к носу, бортом к борту, теснятся около сотни кораблей и яхт.

- Вы пираты? А это корабль какого века?

Вопросы посетителей морского праздника сыплются один за другим, а наш Янне с удовольствием рассказывает своим соотечественникам историю корабля, хотя его вахта уже давно закончилась.

Три дня в Турку, с соревнованиями на воде и суше, фестивалем, ярким парадом экипажей, пролетают как один. И вот настаёт кульминационный момент - Парад парусников. Мимо под звуки волынки, которые доносятся со стоящего напротив оманского корабля, проплывают участники регаты.

- Отдать швартовы! - звучит команда, и «Штандарт» снова выходит в море, не забывая на прощание пальнуть из пушек.

«Штандарт» не был в Петербурге с 2009 года из-за «юридических казусов» - исторический корабль не может получить формального подтверждения с точки зрения технического осмотра в России. Зато на борт уникального петербургского парусника возвращается каждый второй человек, однажды на нём побывавший. Теперь я знаю почему.


Фото: Елена Кузнецова
еще фото смотреть тут

Финляндия.Мероприятия

Up