Фантастическое прошлое

Oct 04, 2024 03:14









Мало какую книгу читал с таким увлечением, как книгу Владимира Санина «Трудно отпускает Антарктида», в которую вошли четыре повести: «Семьдесят два градуса ниже нуля», «В ловушке», «Трудно отпускает Антарктида» и «За тех, кто в дрейфе».

Владимир Санин тему эту изучил очень добросовестно. Дрейфовал в Арктике на полярной станции на льдине. Был в Антарктиде на всех советских станциях, а на «Востоке» прожил примерно месяц. Это конечно не год, но в целом его антарктическая одиссея заняла не менее года. Плыл он туда и обратно со всеми полярниками на ледоколе «Обь», который и осуществлял обеспечение советских полярников в Антарктиде всем необходимым, доставлял очередные смены полярников и увозил на Родину тех, кто отработал там положенное время. И путь туда и путь обратно был очень долгим, непредсказуемым. Так-что писатель испытал сам то, что испытывали те, кто трудился в Антарктиде. Человек он, судя по всему, был очень контактный, общительный, поэтому за это время сумел установить дружеские отношения пожалуй со всеми, с кем там встречался, а о тех. кого там помнили, но кого там в данное время не было, он много наслушался, много записал. Об этом своём путешествии он рассказал в другой своей книге - «Новичок в Антарктиде». В этой книге - много тех реальных историй, которые легли в основу его повестей о полярниках.

Первая повесть книги «Трудно отпускает Антарктида» - «Семьдесят два градуса ниже нуля». Вступление:

«Поезд шёл по Антарктиде.

Шесть запряжённых в сани тягачей во главе с »Харьковчанкой« двигались по колее, утрамбованной поездами предшественников».

И дальше - невозможно оторваться. Можно ли это назвать приключенческой литературой? Не знаю. Это - реальная, будничная работа советских полярников. И приключений в ней хватало, и драматических событий, и трагедий.

Читая эти повести я испытывал чувство, будто я читаю советскую фантастику, хоть фантастического в них ничего нет. Все описанные в этих повестях события имеют реальную основу. Это - реализм. Пожалуй - именно - социалистический реализм. Просто та, социалистическая действительность воспринимается теперь как фантастика. Не только то. что происходило на полярных широтах, в небе или в космосе, но и то, что было на самых перифериях СССР, на производстве да и в быту, теперь воспринимается как фантастика, как что-то из другого мира. Для нас эта фантастика была бытом, обыденностью, часто - опостылевшей. А теперь даже тем, кто прекрасно помнит ту реальность - трудно представить что так было. Сейчас даже роман «Дни Журбиных», где вообще никаких приключений, никаких проблем, кроме семейных и производственных, воспринимается как фантастика.

Владимир санин, "Трудно отпускает Антарктида"

Previous post Next post
Up