Когда я учился в художественном училище (а было это в начале 80-ых годов) общежития в нём не было (впрочем - и сейчас нет) и я каждый день ездил из посёлка, в котором живу, в наш областной центр. Это около 30-ти километров в один конец. Автобусы ходили раз в 30-40 минут. И утром, когда многие ехали кто - на учёбу, кто - на работу, кто - на службу, уехать было очень проблематично. Наш посёлок примерно посередине между областным и районным центрами, и к нам из районного центра он приезжал обычно переполненным. Хорошо если останавливался и если удавалось влезть в него и хоть часто приходилось около часа стоять на одной ноге или выгнувшись дугой или и то и другое одновременно, но хоть едешь. Ато часто автобус проезжал мимо. Бывало - и час, и полтора, и два простоишь на остановке пока уедешь.
И стоял я тогда и думал: ну почему нельзя людям иметь свой небольшой автобус. И почему человеку нельзя на своём небольшом автобусе возить пассажиров. Вот проехал бы он в час-пик по нашему маршруту и подобрал бы людей, которым не удалось уехать государственным рейсовым автобусом ( а частенько таких на одной нашей остановке набралось бы на целый «Икарус»).Кому от этого было бы хуже? Уж точно не пассажирам. Государству? Чем? Тем, что люди не опоздали на учёбу, работу, службу? Тем, что частник помог бы разгрузить перегруженный государственный транспорт. Это называлось тогда термином «нетрудовые доходы». А почему эти доходы нетрудовые? Человек проделал работу, потратив своё время, своё внимание, бензин (купленный за свои деньги), моторесурс своей техники. Уж если эти доходы нетрудовые, то какие тогда трудовые?
Я родился и вырос и живу в посёлке городского типа, рабочем посёлке. Когда в 2000-ых годах здесь была построена церковь посёлок стал называться селом. Но с сельской жизнью наш поселок в советское время был связан несоизмеримо больше, чем сейчас, когда стал селом. Почти у всех были приусадебные хозяйства. От завода и от комплекса работающим на них (а так-же учителям, медработникам и т.д) выделяли землю под посадку картошки (хоть у всех были свои огороды с хозяйством, сараями, курятниками, свинарниками, у кого-то - голубятнями, а у кого и дачами). Брали землю под картошку и мои родители, отец - от завода, где работал, а мать от комплекса, где работала. От завода и комплекса выделяли трактора с сажалками при посадке картофеля, и с копалками при уборке. Но, конечно же, их не хватало. Бывало - целый день пробегаешь за трактором. Бывало - дойдёт очередь уже на закате, распашет трактор картошку, думали с утра её подбирать ан - зарядит дождь на неделю. В конце-концов собирали, конечно, картошку. Но скольких нервов это стоило?! Так ведь собрать - ещё не всё. Надо ещё привезти. Личных грузовиков тогда не было. Выделялся грузовик и от завода, и от комплекса, но на сотни людей его, понятное дело, не хватало. И собрав картошку приходилось высматривать грузовик и гоняться за ним по всему полю. Но гонялась за ним буквально толпа. И однажды было у нас так: собрали картошку в мешки (а редкий год когда мешков 30 не собирали) а машины так и не нашли. И пришлось оставить на ночь мешки с картошкой в поле. А ночью дождь начался, и длился он не помню сколько. но долго. Поле, которое в тот год дали под картошку, было рядом с посёлком, и я каждый день ходил посмотреть - целы ли мешки с картошкой. В конце-концов привезли-таки мы эти мешки. Но, опять-же, скольких нервов это стоило. И думал я тогда - почему людям нельзя иметь личные грузовые машины? Не пришлось бы гоняться тогда за этим единственным выделенным от предприятия грузовиком.
И много таких «почему» я задавал себе в то время.
Почему-то власть боялась частника. а ведь ещё Ленин говорил о том, что не надо бояться частника, или, как выражался Ленин - трудящегося единоличника. У Ленина есть слова, дословно не помню, но содержание примерно такое: «Не нужно бороться против трудящегося единоличника. Нужно бороться за трудящегося единоличника. Только тогда. когда трудящийся единоличник поймёт все выгоды. которые предоставляет ему социализм - он станет нашим самым надёжным союзником. Тогда, и только тогда победу социализма можно будет считать обеспеченной»
И ведь насколько мудро это ленинское понимание! Ведь рабочему, хоть какой он сознательный, но ему начхать сколько стоит газ для завода, электричество, сколько стоят станки и запчасти к ним, сколько стоит сырьё. А вот когда у человека своё дело, хоть пекарня своя, кондитерская, швейная мастерская или деревообрабатывающая - то ему уже не начхать на стоимость электричества, газа, материалов.
Водителю государственного, муниципального, «хозяйского» и многого другого, не его личного транспорта, начхать сколько стоят запчасти для этого транспорта, бензин, солярка, масла и т.д . Сейчас многие занимаются перевозкой пассажиров и грузов. У многих свой транспорт, начиная с «Газелей» и заканчивая большегрузами. Им не безразлично сколько стоит бензин, солярка, техника, запчасти.
Лучше ли, выгоднее-ли таким частникам (которых можно по-ленински называть трудящимися единоличниками) был бы Социализм? Безусловно - лучше, выгоднее. Вот в таких людях Ленин видел главную опору будущего Социализма - в таких людях, для которых Социализм прежде всего выгоднее чем любой другой строй. Но беда в том что Ленин пожил мало и не успел укоренить многие свои гениальные предвидения, в том числе - и насчёт трудящихся единоличников.
Сейчас много спорят - когда СССР повернул не туда? Да никогда никуда он не туда не поворачивал. Просто в СССР был построен слишком чистый Социализм, ортодоксальный, слишком жёстко регламентировавший понятия трудовой деятельности, форм этой деятельности. Ну ладно - в эпоху первых пятилеток, форсированной коллективизации - тогда не до вариаций было. Но в последующие периоды истории СССР, когда были заложены прочные основы Социализма, была развитая экономика и темпы развития были не чета нынешним - уж тогда можно было начать вариации с разными формами трудовой деятельности, в том числе и частной, единоличной деятельности. Сейчас пишут о реформах Косыгина. А не надо было реформ, ни Косыгина, ни тем более Андропова с Горбачёвым. Надо было просто дать людям честно зарабатывать своим единоличным трудом. И, думаю, была бы совсем другая история.