Нет ничего удивительного в том, что в стране, где на протяжении 70 лет все было общим, сегодня царит полный бардак в сфере защиты интеллектуальной собственности. Мой друг примерно полгода назад выпустил ограниченным тиражом книгу - не более 1000 экземпляров, зато продает ее в крупном интернет-магазине. Писатель он молодой, нет еще и 30-ти лет, и впервые в жизни ему пришлось столкнуться с такой штукой, как авторские права.
В России на тот момент существовало несколько организаций, в которые мой друг мог обратиться с тем, чтобы они защищали его интересы как обладателя интеллектуальной собственности. Будучи человеком современным, он решил выяснить при помощи интернета, какая из них самая надежная. Каково же было разочарование, когда он узнал, что например Российский союз правообладателей (РСП), который возглавляет знаменитый режиссер Никита Михалков, за 2013 год собрал в пользу авторов 3,4 млрд рублей, из них планировал к выплате 2,21 млрд, а по факту отдал только 1,72 млрд. То есть более половины суммы зависло где-то на счетах самой организации.
Не лучше обстояли дела с Российским авторским обществом (РАО). В яндексе не далее как от 3 августа красуется статья под заголовком «Руководство РАО шикует на деньги поэтов и композиторов» и там, например, есть такие сведения: «Так, в 2013 году сборы РАО составили 4,4 млрд рублей, выплаты авторам - 3,2 млрд, а на собственные нужды оно отчислило себе 1 млрд рублей, 320 млн из которых пошли на зарплаты сотрудникам. В прошлом, 2014 году сборы выросли до 4,6 млрд рублей, зато выплаты авторам практически не изменились, составив 3,4 млрд рублей. Получается, что в РАО только по итогам прошлого года «осело» 1,2 млрд рублей».
Выяснять, как там дела во Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) мой друг не стал, тем более что все три «защитника прав» совсем недавно, оказывается, объединились воедино, но под крышей все того же РАО. Мне лично всегда было интересно, в чем же «фокус», с какой радости таким вот обществам стараться ради совершенно чужих им людей, выбивать для них деньги и прочее. Ответ, как водится, лежал на поверхности - прикрываясь именами писателей, музыкантов, композиторов, эти организации просто львиную долю собранных средств оставляли себе. Естественно, в первую очередь это касается руководства - рядовые сотрудники наверняка сидят на грошовых зарплатах.
Покончить со всем этим бардаком решил Игорь Шувалов. Функции и полномочия по защите интеллектуальной собственности, которые до этого были распылены между кучей служб и министерств, первый вице-премьер РФ передаст Роспатенту. На основе этой структуры создается мегарегулятор, который будет отвечать за защиту авторских прав в одиночку. Называться он будет - Федеральная служба по регулированию интеллектуальной собственности.
Шувалов подчеркнул, что сейчас этим занимаются - вдумайтесь в эту цифру - 24 федеральных ведомства. Посмотрите, какой абсурд: нормативным регулированием занимаются Минобрнауки и Минэкономики, авторскими правами - Минкультуры, патентами в области коммуникаций - Минкомсвязи, патентами уровня "совершенно секретно" - МВД, Минобороны, ФСБ, Минздрав и Минпромторг, а таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности ведет Федеральная таможенная служба… Мне кажется, те, кто такую мутную систему выстроили много лет назад, нарочно старались все максимально запутать, чтобы удобно было стричь бабло с ничего не подозревающих авторов - в большинстве своем творческих людей, далеких от цифр и расчетов.
А ведь под понятие интеллектуальной собственности подпадают не только литературные произведения и фильмы, но и патенты - вещи, от которых напрямую зависит развитие экономики. Не желая становиться жертвами коррупционеров, последние 20 лет многие изобретатели и ученые просто уезжали со своими драгоценными наработками за рубеж, а уж там их талант не оставался без хорошего вознаграждения. «Шувалов считает, что если Россия не научится обеспечивать защиту интеллектуальных прав тех, кто разрабатывает патенты, а также их имущественные права, то экономика не сможет сдвинуться в сторону модернизации», - пишет ТАСС. «Если материальная часть их творчества не будет должным образом защищена, то вряд ли это будет такая экономика, как израильская, например, или американская, на которые все время указывают и говорят, что наши люди все создают, а потом идут за большими благами с этими изобретениями в другие юрисдикции», - отметил первый вице-премьер.
И кстати говоря, та организация, образовавшаяся после слияния РАО, РСП и ВОИС, между которыми так и не смог выбрать мой друг, должна будет наравне с другими получать аккредитацию на свою деятельность у нового регулятора. Очень надеюсь, что в результате этого там сильно поменяется руководящий состав.