Несмотря на то, что у нас в стране действует национальный проект "Доступное и комфортное жильё - гражданам России", доступнее жилье, увы пока не стало. Правильнее было бы в теперешней ситуации говорить о доступности ипотеки, но если уж она может достигать 23% годовых, то и о ней говорить не приходится.
Результаты есть, но до запланированных показателей они не дотягивают. Так, например, к 2010-му году
планировалось увеличение объёмов ввода нового жилья до 80 млн кв. м, фактически же ввод жилья в этом году составил
58,1 млн кв. м. Опять же, планировалось увеличение с 9 до 30 % доли семей, способных приобрести жильё, а по факту дотянули только до
19,8%. Ну и так далее.
Почему так происходит? Вице-премьер Игорь Шувалов, который довольно плотно занимается жилищным строительством и даже некоторое время возглавлял межведомственную рабочую группу по реализации упомянутого в начале приоритетного национального проекта, имеет на этот счет кое какие любопытные соображения. Пойдем по порядку.
Главная причина недоступности ипотеки - это даже не жадность банкиров и не желание их связваться с "долгими деньгами" на условиях повышенного риска, хотя не стоит данные факторы сбрасывать со счетов. Главная причина - это банальная нехватка жилья в России. Вот Шувалов
приводит цифры:
Прошлый год мы закончили с достаточно высокими цифрами - 69 миллионов квадратных метров жилья, но этого недостаточно. Чтобы мы могли обеспечить потребность в жилье, надо строить около 100 миллионов квадратных метров. Посмотрим, как мы сможем объединить усилия и выйти на параметры, хотя бы близкие к этой цифре.
При этом, если верить первому вице-премьеру, цель по снижению в 2018 году процентной ставки по кредитам для приобретателей жилья до уровня инфляции плюс 2,2 процентных пункта вполне достижима. Ну об этом мы поговорим через четыре года, пока же недостаток жилья продолжает оставаться проблемой.
Теперь попробуем разобраться почему строят недостаточно. Дело тут не в отсутствии рабочих рук, как вы понимаете, а в отсутствии достаточного финансирования. Государство свои финансовые обязательства в этом плане
выполняет, но этого оказывается мало. Нужны и другие источники. А их почему-то не появляется. Шувалов комментирует это
так:
Важно сделать всю схему от застройщика и финансирования проекта до покупателя квартиры более эффективной и современной. Процесс строительства должен быть таким, чтобы банк, кредитуя застройщика, видел весь процесс. Это привлечет дополнительные инвестиции в отрасль. Мы должны сделать универсальный и доступный продукт для потребителя.
Другими словами необходимо создать возможности для контроля финансовых потоков. Финансовая прозрачность сильно улучшает инвестиционный климат.
Кроме того, по словам Шувалова, нужны изменения в законе об участии в долевом строительстве: "Все денежные потоки должны концентрироваться у кредитного учреждения, которое финансирует строительство".
Так же нужно оказывать поддержку новым способам жилищного строительства, например, кооперативному движению. Это сложный сегмент на соответствующем рынке, но "необходимо адаптировать законодательство, чтобы люди при поддержке местной администрации начинали строительство".
Если обобщить, то у нас в стране имеется дефицит жилья, который обуславливает практически неподъемные условия ипотечного кредитования. Если этот дефицит одолеть, то и цены на квадратные метры снизятся, и ипотека примет человеческий вид, так как ни застройщикам, ни банкам не выгодно залеживание их товара на полках. Короче, надо больше строить, но для этого необходимо доработать напильником юридическую базу этого процесса.
Наверное, особой радости осознание вышеизложенного не принесет, но я и не ради веселья все это написал, а осознания ситуации для.