Извините мою наивность, но у меня есть вопрос, на который я не могу найти ни одного рационального ответа: зачем такое количество людей идет получать сейчас высшее образование, особенно гуманитарное?
Нет, я не против больших групп студентов и работы. Если бы из 30-40 человек на той или иной специальности реально хотя бы 18-20 были в чем-то заинтересованы, то я была бы просто счастлива. Но интерес есть в лучшем случае у 10. Остальные же сами не очень понимают, что они делают в университете.
Пишу я все это не для того, чтоб в очередной раз поныть про "испорченное поколение". дело в поколении, а в том, что высшее образование превратили в странный предмет обязательного обладания. при этом вопрос о его нужности тому или иному человеку вообще не обсуждается.
Не знаю, где и когда образование успело так пропиариться. Если почитать «этот ваш интернет» и посмотреть ТВ, то можно крепко задуматься, а стоит ли влезать в этот «рассадник коррупции». Как ни странно, этот миф мало кого отпугивает. Ну, да, чего я удивляюсь: в нашей стране напугать коррупцией нельзя даже младенца. Поэтому сегодня толпы абитуриентов и их родителей ежегодно простаивают часы в приемных комиссиях российских университов. Некоторые родители еще и платят за четырехление мучения своего чада немалые деньги при отсутствии должного числа бюджетных мест. Но реально остаются довольными качеством образования не многие, ведь супер-диплом так и не прибавил инетеллекта, а ощущение "бесцельно прожитых" лет не дает возможности увидеть надавнее еще прошлое в радужных красках. Мыши кололись и плакали?
Мир так устроен сейчас, что все в нем происходит очень быстро, дорог каждый час. 4 года бакалавриата плюс два года магистратуры - это 6 лет потерянного времени для того, у кого нет желания и мотивации находиться в университете. И ничего нельзя наверстать потом. Найти работу и двигаться вверх по карьерной лестнице можно без всякого диплома о высшем образовании: нужен характер, желание опять-таки, терпение и упорство. Кстати, диплом без этих качеств тоже не сильный помощник в получение «крутой должности». Надо сказать, что образование и карьера связаны лишь условно, жаль, что это отказываются признать даже многие неглупые люди. Медиа пестрят примерами того, как люди добились высот без университетского опыта. В конечном итоге, если желание учиться вдруг с годами возникнет, его всегда можно реализовать. Как преподаватель говорю вам: человек, который в 30-40 лет пришел получать ПЕРВОЕ высшее образование (да и второе тоже), выгодно отличается от остальных именно стремлением к знаниям. В моей практике были такие примеры. Люди, вполне состоятельные, успешные, реализованные, учились, потому что открывали тем самым для себя новые интеллектуальные возможности. Они ответственно делали домашние задания, читали горы литературы, вели конспекты лекций, никогда не настаивали на какой-то оценке. И чувствовали за процесс обучения свою ответственность тоже, а не только преподавателькую и университетскую. И потом, выпустившись, они звонили (и продолжают звонить) и уже по-дружески спрашивали, например: «Привет! Надо срочно поговорить, есть минутка- полчаса? Ты же, конечно, читала «Улисс»? Надо бы обсудить».
Но большинству студентов не интересны все эти университетские лекции, факультативы, научные кружки. Это не дает их плохими: им просто интересно что-то другое. Есть в них солидный такой трудовой потенциал. Им бы не в аудитории сидеть в полном недоумении, а идти заниматься делом. Знаю немало людей, кто нашел в себе силы оставить университет. Никто не жалеет. Есть и примеры того, как человеку по каким-то причинам приходилось покидать высшую школу, и его жизнь тоже сложилась вполне удачно, хоть и без диплома.
Я не стесняюсь, спрашиваю студентов прямо: зачем вы пришли в университет? Единицы отвечают что-то про науку, про интерес, про среду, про людей. Остальные - с 1 по 5 курс - пожимают плечами с застывшим ответом в глазах «ну ведь это наааааадо». Вопрос только в том, кому.
Мне все чаше хочется на встречах с родителями студентов (да-да, ничего я не путаю, сейчас и в университетах коммуникация с родителями стала нормой, а не исключением. В большинстве случаев, если у студента возникают вопросы к администрации, то приходят их озвучивать мамы, папы, бабушки…) сказать им прямо: не мучайте своих, детей, если они не в состоянии учиться, освободите их от этого и лучше поговорите со знакомыми, устройте девочку/мальчика на работу.
В 17 лет сложно понять, чего ты на самом деле хочешь от этой жизни, и сделать правильный выбор (в 30, правда, это дается не легче, но речь, правда, уже идет о решениях другого порядка). За многих детей выбор делают именно родители. Я наблюдаю в приёмной комиссии, как они заполняют за своих чад документы, как сами, немного подумав, принимают решение, на какой факультет эти документы отнести. Ребенок при этом стоит рядом и ноет, потому что устал весь день разъезжать по каким-то там университетам. Так почему бы родителям не присмотреться к своим деткам внимательнее и не смириться с тем, что многие из них просто зря потеряют 4 года. Они не станут без высшего образования хуже или менее любимы.
Образование - это процесс развития, который трудно измерить в баллах и оценках. Как говорит один прекрасный любимый профессор философии, "высшее образование - это когда меняется взгляд". Но для этот нужно хоть какое-то желание развиваться. У студента, а не у его мамы. Со студентами, которые именно хотят что-то познавать и узнавать, расти интеллектуально, работать интересно, работать приятно, всегда виден результат. С ними даже не испытываешь неловкости, разводя руками, если вдруг ответ на какой-то вопрос тебе не известен. И эти студенты разительно отличаются от всех остальных и держатся, как правило, особняком. Даже если к старшему курсу они находят работу и по понятным причинам начинают реже появляться, они все равно продолжают развитие, потому что есть стремление, процесс запущен. Остальные же на выходе представляют собой какую-то странную массу обладателей «корочек». И нет в этой массе ни одного человека, кто бы знал, что именно с этой корочкой делать дальше.
Людей интересных и интеллектуальных довольно мало в мире. Это не плохо, так было всегда. Высшее образование для них и только. Именно поэтому оно не может быть массовым. Это вопрос индивидуального выбора каждого молодого человека. Кто-то поступает в университет сразу после школы, а кто-то идет работать официантом. И не может тут быть конкуренции, каких-то сравнений. Оба по-своему правы.
На днях мне написала моя однокурсница. Последний раз, надо сказать, видела я ее на защите дипломов, то есть почти 8 лет назад. Кто-то из общих знакомых рассказал ей, что я работаю в нашей Альма Матер, и вот она обратилась ко мне со странной для человека, давно закончившего университет, просьбой: как бы ей забрать уже эту самую «корочку» в отделе выпуска. То есть человек закончил университет, подтверждение этому официальное так и не получил, но при этом вполне успешен. Другими словами, на разных этапах внеуниверситетской жизни этот документ о законченном высшем образовании так и не понадобился. Сейчас нужен просто, чтоб был: «да что-то вспомнила, наверное, надо, что ли, забрать». Девушка эта училась очень тяжело, в этом же разговоре призналась, что это были не самые лучшие годы ее жизни и что надо было самовольно отчислиться после 1-2 курса, ведь ей лично учеба не принесла ничего хорошего. Посетовала, что вообще образование - это не ее сфера интересов, даже уроки с ребенком делать она не в состоянии. Отметила, что я для нее теперь человек с другой планеты.