Из-за последних событий вокруг высшего образования и РГГУ, из-за различных своеобразных заявлений нашего министра образования г-на Ливанова последнее время голова идет кругом. Продолжаешь работать, вести занятия, но ощущаешь при этом какую-то неловкость: в последнее время мне все больше кажется, что время тратится впустую, что никому не нужно это высшее образование, а мы, люди работающие в системе высшей школы, увы, являемся каким-то посмешищем для жирного класса современных менеджеров.
Мне в общем и целом говорить легко. Я работаю в университете четвертый год, если сложить это с 5 годами обучения, получается- 9 лет в высшей школе, что не так уж и много по сравнению с теми, кто всю жизнь свою отдал высшему образованию, работает по 20 и более лет... Но от этого не менее больно где-то внутри от происходящего. А что, собственно, происходит?
Преподаватели сегодня все чаще идут на занятия как на битву. Битву взглядов на жизнь, отношение к преподаваемому предмету и сути университетского образования. Но студенты не виноваты . Просто им обещают одно, а они все четыре- пять лет все ждут, что их ожидания будут оправданы. Но им не суждено оправдаться, увы- эти ожидания часто не имеют ничего общего с самим смыслом обучения в университете.
Не секрет, что спрос среди абитуриентов на истинно научные направления, чей прикладной характер можно понять лишь обладая недюжим умом и реальным интересом к выбранной сфере, много ниже, чем к прикладным. Еще в 90гг, уловив тенденции забивания науки, и в целях выживания, вузы пооткрывали огромное количество прикладных направлений и, прости господи, бизнес-специальностей. И выпускники этих бизнес-специальностей должны были стать звездами мировой управленческой элиты, эффективными бизнесменами с чемоданами бабла. Но что мы получаем на практике: полную несовместимость идеи бизнес-образования и смысла высшей школы, которая предполагает, если совсем уж упростить- много читать, писать, искать и рефлексировать на темы, часто оторванные от повседневной реальности. Претензия моих студентов к университету звучит коротко и ясно - "мало практики!!". Основной вопрос родителя абитурента- "где потом работать и сколько получать?!" Сегодняшние студенты ждут, что им расскажут что-то про реальные условия жизни в бизнесе, что им дадут под запись алгоритмы решения тех или иных прикладных задач, их научат всему тому, что требует работодатель. А им вместо этого подсовывают страшные труды Маклюэна, Лотмана, Лумана, Вебера, Дюргейма, Фуко и других, их заставляют писать бессмысленные в их понимании обманутых людей рефераты и сочинения на оторванные от реальной жизни темы, и они в этой ситуации совершенно логично не понимают, зачем вообще учиться. Они не понимают, что человек с высшем образованием заметно отличается от человека без оного, они не понимают, что задача университета- не дать набор каких-то прикладных инструментов, а научить мыслить иначе, научить разрывать шаблоны, экспериментировать, решать задачи высшего эшелона- а для этого для начала нужно читать, писать и рефлексировать. Как художники копируют чужие картины, чтоб поставить собственную руку , так и здесь, сначала нужно понять и почувствовать все то, что было сказано и предсказано до тебя, а лишь потом делать какие-то выводы и открывать новые смыслы. Но новые смыслы интересует единиц- и любой студент, который при плохой успеваемости эффективен в работе менеджера, становится образцом для подражания. И это огромная проблема, потому что в этой ситуации любой топ-менеджер, который пришел и рассказал за час про свою крутую компанию вызывает у студентов куда больше уважения, чем люди, которые каждый день читают им лекции на различные темы и не имеют за спиной другой работы, приносящий им солидный доход..
Студенты, конечно, не виноваты- и не стоит их осуждать за желание хорошо зарабатывать, чтоб жить в современных условиях, где товарно-денежные отношения давно стали основной всего. И как решить эту ситуации при текущих условиях существования вузов, при четырехлетнем бакалавриате и прочих гениальных решениях власти- я не знаю, могу лишь бесконечно рассуждать на эту тему.
К слову о существовании вузов. Университет является особой структурой лишь на словах. На практике к любому вузу давно применяются законы существования организации. Отсюда огромное число управлений, отделов и, соответственно, административного персонала в университетах. Количество этого персонала выше, чем преподавательского состава вуза! По большей своей части этот персонал имеет к высшему образованию весьма посредственное отношение. Это, наверное, неплохие бухгалтеры, финансисты и юристы, но, увы, им глубоко плевать на то, что их окружают в основном люди науки, для которых вся эту бюрократия темный лес. Им плевать на то, что у преподавателей есть учебная нагрузка (кто бы мог подумать?!). И они на полном серьезе, смотря тебе в глаза говорят "Ну отмените занятие, в чем проблема?". Время этих людей течет по иному. У них другие доходы. У них другой принцип работы. Поэтому их взаимодействие с преподавателями превращаются в спор физиков и лириков. И все это было бы ничего, если бы эти люди хотя бы немного уважали преподавателей, отдавали себе отчет в том, что их же собственный заработок во многом зависит от качества образования в университете, которое эти преподаватели призваны обеспечить. В реальности мы им мешаем, из-за нас у них проблемы. Не они для нас, мы для них! А в силу того, что их зарплата выше преподавательской, они высокомерны по отношению к нам. Лично я подумываю завязывать с реализацией престижных для университета проектов, которые требуют постоянного общения с управлениями и отделами- я просто больше не могу каждый раз ощущать себя идиоткой. Этот менеджмент диктует нам правила работы, с трудом совместимые с преподавательской деятельностью, нашим образом мысли, нашим течением времени. А высшие представители этого менеджера красиво говорят с телеэкрана о том, как нам, преподавателям, жить.
И дело даже не в том, что наш министр образования так явно показал в своем интервью отношение к курируемой им сфере. Лично я давно не питаю иллюзий. Властителям нашим плевать на всех, кроме себя. Дело в том, что система высшего образования (ключевое слово - высшее) давно и старательно загноятся в гроб. Ну или модернизируется и оптимизируется, говоря официальным языком. И сейчас осень 2012 г. мы наблюдает реализацию стратегически важного этапа этой модернизации. Давайте уже, закройте все неэффективные специальности и вузы, будем учить только менеджеров (причем сразу среднего звена и топ) и чиновников- и все будет хорошо, потом система сама себя сожрет, слава богу.
Posted via
LiveJournal app for iPad.