навеяно постом
mpopenker http://mpopenker.livejournal.com/1597592.html ======
тем кто считает, что одна машина вклинивающаяся и подтормаживающая поток никак не мешает посвящается
Click to view
Эксперимент японских ученых показывает, как возникают пробки
Многим водителям знаком феномен возникновения необъяснимых заторов на трассах без светофоров, когда поток транспорта достаточно плотный, но дорога не перегружена и причин для возникновения пробок нет. Сначала машины едут с одинаковой скоростью, но стоит одному водителю притормозить - и "волна" стоп-сигналов идет назад. Вскоре такие волны возникают во всех рядах - в результате вместо равномерного движения с разрешенной скоростью поток автомобилей то притормаживает, то разгоняется, что приводит к неэффективному расходу топлива и уменьшению средней скорости потока. Наблюдения показывают, что самозарождающиеся "волновые пробки" (shockwave traffic jams) обычно движутся в направлении, обратном движению потока, со средней скоростью 20 км/ч. Есть много теорий, объясняющих возникновение пробок, и исследователи в разных странах наблюдают за реальными дорожными ситуациями, чтобы подтвердить или опровергнуть эти теории.
Японские ученые впервые в мире смогли в "лабораторных" условиях воспроизвести возникновение волнового затора. В эксперименте 22 автомобиля должны были двигаться по кругу диаметром 230 метров со скоростью 30 км/ч. Поначалу машины двигались равномерно, но затем начали появляться волновые флуктуации в дистанциях между машинами, и на круге начали возникать заторы. В конце концов часть машин была вынуждена периодически полностью останавливаться - по кругу пошла отчетливая волна, что хорошо видно на видео (YouTube, 40 сек)
"Хотя дистанция, на которой возникла пробка, в нашем эксперименте небольшая, в своих проявлениях затор не отличался от настоящих пробок на автомагистралях", - говорит Юки Шугияма (Yuki Sugiyama), физик кафедры комплексных систем Университета Нагойи. В ходе опыта затор двигался против потока со средней скоростью 20 км/ч - так же, как и в настоящих пробках. Экспериментальное воссоздание волновых пробок - важный шаг на пути к контролю за ними, считают ученые.
Феномен волновых пробок в общем объясняется несовершенством человеческих реакций, различными техническими характеристиками автомобилей в потоке и, главное, разным темпераментом водителей. "Если бы они провели эксперимент с роботами, ведущими 22 автомобиля по кругу, уверен - пробка никогда бы не возникла", - говорит Тим Рис (Tim Rees): "Человеческая ошибка - обязательный фактор возникновения флуктуаций. Интересно, нашли ли японцы триггер, который включал пробку. Полагаю, это был либо один из водителей, либо определенное место на круге", - сказал он в интервью New Scientist
Компания Риса, TRL, занимается тем, что создает детальные модели потоков транспорта для различных участков английских автомагистралей, пытаясь снизить вероятность возникновения волновых заторов. Одна из стратегий, которая уже используется на лондонском шоссе M25 - введение временных ограничений скорости.
В то же время рекомендации по минимизации риска возникновения волнового затора просты, общеизвестны и диктуются элементарной логикой: старайтесь сохранять постоянный темп движения и дистанцию, избегайте резких разгонов и торможений. К сожалению, невозможно заставить всех водителей следовать этим советам, поэтому мы продолжаем терять время в заторах, которых могло бы и не быть.
З.Ы. так что любите обочечьников и объезжающих по встречке очередь, так же как я. Не пускайте муд..в!