В июне 2017 года компанией из трех человек - две девушки и парень - посетили еще один регион Закавказья в дополнение к прошлогодней Грузии - Армению. За 12 ходовых дней на велосипеде проехали более 600 километров с набором высоты более 14 километров. Кольцевым маршрутом посетили центральные и южные регионы страны, осмотрели многочисленные достопримечательности, насладились национальной кухней, прониклись армянским радушием и, конечно же, полюбовались прекрасными горными пейзажами.
К сожалению, ЖЖ ругается на большой объем поста, поэтому отчет состоит из двух частей!
Предисловие.
Долго собирался куда-нибудь съездить в начале лета, выбор был между пешим походом на наш Кавказ или велосипедным в Армению. В итоге все же решил присоединиться к уже знакомой Марии и лететь в Закавказье.
К сожалению, в этот раз полностью пропустил мой так любимый этап составления и проработки маршрута, больно работы было много и необходимо было сдать проект до похода. Всю эту важную работу провела организатор и вдохновитель поездки - Мария - за что премного ей благодарен. Ехать планировали по заранее прорисованному треку без четкой привязки к местам ночевок.
Билеты брал значительно позже ребят, уже в середине мая, поэтому было чуть дороже (около 16 тыс. туда-обратно). А когда подумал, чем же мне добираться до Москвы и сравнил цены на подходящий мне поезд и самолет, то выбор пал в пользу последнего. Ибо после ж/д еще нужно будет добраться до аэропорта, поэтому взял той же компанией еще два билета Белгород-Москва, Москва-Белгород. Летели Ютейром, у них, если ты купил билет с багажным местом можно дополнительно провезти одну единицу спортинвентаря, уложившись в 23 килограмма и 203 см по сумме измерений. Забегая вперед, скажу, что проблем с перевозкой велов не было ни на пути туда, ни обратно. Единственное неудобство для меня - нельзя было сразу в начальном пункте зарегистрировать багаж до конечного и пришлось получать и снова сдавать его в Москве. Но невелика проблема!
Это мой первый перелет с велосипедом в самолете, поэтому к делу подошел ответственно. Купил пузырчатой упаковки и малярный скотч, снял переднее колесо, педали, седло, руль с выноса, задний переключатель. Багажник и заднее колесо оставил. Все детали замотал упаковкой с картонками и закрепил все малярным скотчем и пластиковыми стяжками. Перевозил конструкцию в мягком чехле.
Как обычно вечером перед вылетом хаос - вещи разбросаны, а тут еще и другая проблема нарисовалась: никак не мог найти машину для заброски в аэропорт. Обзвонил штук 10 такси, все в отказ, услышав, что я с велосипедом, мол, не влезет. Кстати на пути обратно лень было разматывать конструкцию после 12-часового ожидания перелета и все прекрасно влезло на заднее сиденье автомобиля. Благо был надежный товарищ, который согласился встать в 3 часа, чтобы отвезти меня к самолету…
День 0. 3 июня. Заброска в Ереван.
Километраж: около 15 км. Набор высоты около 200 м
Встал в 3.40, быстро позавтракал, а тут уже подъехал товарищ, дабы отвезти меня в аэропорт. Зарегистрировался на рейс до Москвы, сдал велосипед и взлетев в 6 утра в 6.45 уже снижался во Внуково. Потупив часик в аэропорту, сначала обнаружил Марину с провожавшей ее мамой, потом приехала и Мария. Взлетев из Внуково, менее чем через 3 часа мы уже заходили на посадку в аэропорту Звартноц. Приземляясь, взору открылись уже изрядно пожелтевшие пейзажи Араратской долины. А где же лето? Где зелень? - спрашивал я себя.
Мария и Марина в ожидании посадки. Внуково
гора Арарат. Вид из аэропорта Эвартноц, Ереван
Собрав велосипеды в стерильной зоне аэропорта (нам всячески помогали при этом сотрудники аэровокзала) и прикупив местные сим-карты, выдвинулись в направлении Еревана. Еще в Москве Мария забронировала квартиру в центре города. По пути мы заехали в Федерацию альпинизма и горного туризма Армении (проспект Арцахи, 1), где купили три маленьких газовых баллона. Теперь нужно было поужинать! По советам местных жителей пошли в Кавказскую пленницу.
Встречала в фойе нас вся честнАя компания
Ужинаем. Столько всего поназаказали!
Насытившись и решив прогуляться по городу, набрели на вывеску Armenian biking club. Постучались - ребята пригласили в гости. Занимаются прокатом, ремонтом, а также продажей велосипедов. Находятся на перекрестке улиц Теряна и Павстоса Бузанда. Угостив нас домашним вином и вдоволь наобщавшись, коллеги провели небольшую экскурсию по ночному Еревану. В квартиру вернулись уже далеко за полночь…
Вывеска у веломастерской
с Александром, хозяином заведения
День 1. 4 июня. Ереван - Гарни - Гегард - Гарни
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ysuvcougsbtroqavКилометраж: 57 км. Набор высоты 1638 м
Встав в 8 утра быстренько собрались, сдали квартиру и в 9 часов как и договаривались подъехали к нашим вчерашним знакомым. С Робертом - отцом Александра - хозяина веломагазина-мастерской, прокатились на рынок, где купили всяких фруктов-ягод в дорогу. Затем, попрощавшись с Александром, двинули на выезд из города, не преминув позавтракать в первом попавшемся кафе, коим опять оказалась Кавказская пленница. Ну а после сытного завтрака - в горку! 15-ти километровый выезд из Еревана в направлении Гарни с набором около 650 м. Жарко, да и в какой-то момент выскочили на оживленную трассу. Уже в конце подъема схватила судорога в мышцах бедра. Не айс! Доехали до языческого храма в Гарни и, оставив велосипеды у входа под присмотром охраны, осмотрели историческое место.
На спуске к Гарни
Гарни - языческий храм I века н.э. Был разрушен землетрясением в XVII веке и восстановлен из руин в XX-м.
ущелье реки Азат, вид от храма
Далее решено было искать хостел, сбрасывать баулы и налегке ехать в Гегард. Почти сразу нашли жилье за 5000 местных тугриков (625 рублей на наши деньги) с человека с завтраком. Следует отметить, что далее по маршруту практически везде жилье так и стоило - 5-6 тысяч. Здесь остановился велотурист из Питера - Дима. Но он собирался в Гегард ближе к вечеру, так что мы рванули втроем.
ущелье неподалеку от монастыря Гегард
Гегард - средневековый монастырь, действующий с IV века н.э., существующие в настоящее время постройки относятся к XII-XIII векам
На обратном пути решили проехаться по ущелью, а для этого сначала нужно сбросить 200 м высоты. Козьими (точнее, коровьими) тропками пешком спустились в ущелье реки Азат. В ущелье осмотрели симфонию камней - геологическое образование, и такими же козьими тропками выбрались к Гарни, где нас ждал замечательный ужин с домашним вином.
По такой тропке поднимались из ущелья, спускались тоже примерно по такой)
Симфония камней - геологическое образование - базальтовые колонны правильной геометрической формы, нависающие над ущельем реки Азат
За ужином с велотуристом из Питера - Дмитрием
День 2. 5 июня. Гарни - Хор Вирап - Веди
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=kunhzuxuzvwkoxeuКилометраж: 79,8 км. Набор высоты 726 м
Утром из Гарни снова вернулись в ущелье реки Азат. Спускались по мощеной дороге с хорошим уклоном, естественно на тормозах. Затем преодолели 5-ти километровый участок вниз по долине реки, встретив двух знакомых московских велотуристов, ехавших навстречу. Выезд из ущелья заставил изрядно попотеть!
катим по ущелью
Ну а дальше нас ждал асфальтовый перегон по Араратской долине практически к самой турецкой границе - монастырю Хор Вирап. Уже с самого момента выезда из ущелья реки Азат и до конца дня нас не покидал сильно доминирующий над окружающей местностью массив горы Арарат, верхушка которой, то скрывалась за зацепившимися облаками, то вновь открывалась нам.
Небольшой серпантин - выезд из речной долины
монастырь Хор Вирап на фоне Арарата малого и большого (скрыт облаками)
Климат в долине заставил нас заехать в аптеку и купить дополнительно крем от загара, а также средство против ожогов. Здесь же прикупил себе согревающую мазь для предотвращения спазмов мышц бедра и, помазав ее дня 2, совсем забыл о проблеме, из-за которой подумывал уже сниматься с похода.
Хор Вирап - средневековый монастырь у подножия г. Арарат
Осмотрев монастырь, подумали, что нужно сматываться от жары в горы. И поехали по направлению к населенному пункту Веди. Решив закупить фруктов-ягод в торговом павильончике, задержались здесь на 2 часа. С Амином, хозяином точки, не раз бывавшем в России, успели обсудить все темы.
С Амином
С детишками городка Веди
Но тем не менее уже вечерело и надо было двигаться к месту ночевки, на выезде из Веди разговорились с Маратом на девятке, который предложил показать нам удобное место для ночевки, а затем и привез нам воды.
Арарат на закате
День 3. 6 июня. Веди - Арени - Нораванк - Ехегнадзор
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=yzalqzxsmonduaenhttp://www.gpsies.com/map.do?fileId=zpndyjxvmrejhmwgКилометраж: 46 км - я; 61 км - девчонки. Набор высоты 754 (1448) м
Жара началась с самого утра. Освежившись в холодной реке через 5 минут снова хотелось лезть в нее. 10 километров до населенного пункта Шагар в гору со слабым уклоном, солнечной погодой и без ветра навевали мысли о заброске на перевал. И сидя у магазина и поедая мороженное, подумали: А почему бы и нет? Договорились с хозяином ЗИЛа о заброске на 25 км за 20 тысяч драм (около 2,5 тысячи рублей), закинули велосипеды и баулы в кузов и поехали с ветерком. Маша - в кабине, мы с Мариной - стоя в кузове. По пути в одном из сел встряли в пробку - встретили похоронную процессию: причем, мужчины шли на кладбище, а женщины - в село. Таковы традиции!
Так, так, посмотрим, что у вас тут
"Поехали"
15-ти километровый спуск с перевала к городу Арени со сбросом 800 метров прошел на ура! В Арени расположен знаменитый на всю Армению винодельный завод. Продегустировали продукцию и прикупили пару бутылочек. Далее остановились на обед в кафе на повороте дороги в Нораванк. Я решил отдохнуть и отпустил девочек налегке в радиалку к монастырю Нораванк. Ну а сам засел за пенным напитком под шашлычок)
Нораванк - монастырский комплекс XVIII-XIV веков
Прибыв через два с половиной часа Маша с Мариной уже договорились о жилье в Ехегнадзоре, поэтому скинув баулы хозяину апартаментов в машину, налегке покатили вперед, обгоняя стремившуюся разразиться дождем тучу. А перед этим, здесь же на развилке дороги на Нораванк, нам провели закрытую экскурсию во всемирно известную пещеру Арени - место, где уже несколько лет работает международная команда археологов и где была обнаружена самая древняя кожаная обувь в мире!
С дождевым фронтом размянулись, нам скоро направо
В Ехегнадзоре по пути к съемному жилью набрали еще 200 м высоты - все же меньше завтра набирать!
День 4. 7 июня. Ехегнадзор - вулкан Вайоц-Сар - долина реки Агра
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zhfgulipudqbruxdКилометраж: 45,4 км. Набор высоты 1529 м
Утром уже неумолимо пекло солнце. Хозяин дома проводил нас по улочкам городка к нужной нам дороге и мы стали постепенно набирать высоту. Мы следуем по направлению к Джермуку, но не асфальтом, а грунтами по верхам. И первая наша цель - это руины средневекового Гладзорского университета 13-14 веков. Кстати, в одноименном селе есть музей университета, мы в него, правда, не заезжали.
По пути к ним находим источник с водой и поилкой для скота - пополняем запасы и умываемся. Средневековая альма-матер к настоящему времени не сохранилась, остались лишь груды камней, представляющие собой фундамент сооружений той эпохи. Здесь же рядом стоит церковь святого Степаноса постройки 1273 года.
Церковь и руины университета
Ну а мы движемся дальше к подножью вулкана Вайоц-Сар, сначала по грунтовке, которая постепенно растворяется и мы сворачиваем на отличный асфальту совершенно без автомобильного трафика. Да и жары здесь уже не чувствуется - все-таки приближаемся уже ко второй тысяче метров. Остановившись в пути у очередной трубы с водой, нас приглашают местные жители выпить кофе. А где кофе, там образовался и сыр с хлебом. Здесь люди из близлежащих сел живут во времянках и только в летний сезон, основное занятие - это выпас коров на горных склонах. Пока мужчины пасут животных, женщины заняты на хозяйстве. И даже здесь мы встретили русскоговорящего человека! Изрядно подкрепившись (неожиданный обед!) и рассовав по баулам врученную нам снедь в дорогу, тепло попрощавшись мы двинули дальше.
Прекрасный тихий асфальт
В гостях
Источник с водой
Далее еще немного асфальта и мы уходим на грунты. И тут нас постигает первая поломка - у Марины рвется цепь. Кое-как выжимкой соединяем звенья, но ненадежно - через сто метров снова разрыв. Ставим второй замочек на место звена цепи - едем дальше.
Чиним с местным джигитом велосипед Марины
Фото на память
Добравшись до подножья вулкана и заклеивая прокол у Маши, решили все же не лезть на вершину, ибо времени в обрез, а до нее еще 400 м вертикального набора высоты.
Грунтовка, ведущая в район вершины вулкана, сама вершина на заднем плане
Куда-то туда нам нужно
Поэтому принимаем решение спускаться в долину реки Herher к одноименному населенному пункту, где закупаемся на ужин и завтрак в довольно скудном на выбор сельском магазинчике (которых там 2).
На спуске к селу Herher
Время еще есть, поэтому решаем двигаться дальше - нужно преодолеть хребет высотой чуть больше 300 м, подъем всего 4 км, думаем справимся. Но гора решает по-своему. Нет, в итоге мы, конечно, достигли цели. Но эти 4 км ввиду убитости и неезженности дороги, а также хорошего уклона пришлось пройти пешком. А наверху она к тому же практически терялась в траве и только благодаря треку мы видели общее направление. Уже в сумерках поднялись на вершину хребта, можно конечно и заночевать, но воды у нас нет, поэтому нужно спускаться в долину.
Подъем на хребет
На вершине дорога почти заросла
Сбросив 500 м за 6 км пути мы достигли реки Агра, где в полной темноте встали на первом удобном месте. Уже внизу у меня заклинило заднее колесо - сжались тормозные колодки. Решил отложить ремонт на утро и дошел 500 м до стоянки пешком. К реке подобраться не удалось, воду набирали из водопроводной трубы, тянущейся вдоль дороги, благо в нескольких местах она повреждена. Напор хороший, только струя слабая, набирается долго. Вечером думали чем бы открыть бутылочку вина - штопора то нет. Ну а ремнабор у нас зачем - в этом деле помог педальный шестигранник, коим с трудом борясь с внутренним давлением в бутылке удалось добраться до манящей жидкости.
День 5. 8 июня. Долина реки Агра - Джермук - долина реки Воротан
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=oaejyjvwyqtndfwsКилометраж: 37,5 км. Набор высоты 1289 м
Утром между завтраком разжал тормозные колодки и привел их в работоспособную форму. Начали подниматься по долине реки к Джермуку по старой дороге. Первые несколько километров - ненапряжный постепенный подъем - а потом мы встряли! Дорога оказалась засыпана каменными завалами. В большинстве своем пришлось идти пешком, ведя велосипед рядом и маневрируя между камнями. Один раз пришлось даже снять баулы и по очереди протаскивать через завал. Сделали привал - спустились к реке освежить голову и ноги. А вода то в бутылочках заканчивается… И тут как по волшебству - опять дырка в водопроводной трубе - видимо такой же как мы путник не удержался и пробил трубу.
Нормальный асфальт в начале ущелья, каменистая часть
Дорога ухудшается
Приходится пробиваться через завалы
А вот и само ущелье, лесная часть
В конце концов, выехали на нормальный асфальт и быстро докатили до городишка. Немного пометавшись - испили минеральной воды в местной галерее, где из нескольких кранов течет вода из разных источников, поменяли денежку и пообедали в кафе. На водопад решили не спускаться - поехали к канатной дороге. Осмотрели окрестности с вершины, в том числе и наш предстоящий путь.
Канатная дорога
Водохранилище, на дальней стороне которого начинается ущелье из которого мы приехали
Джермук как на ладони
По центру, чуть правее, тонкой ниткой пролегает наша вечерняя часть сегодняшнего маршрута
Заехав в деревенский магазин по пути, вышли на штурм очередного перевала высотой 400 м. Отличный грейдер ведет постепенно вверх, все, за исключением небольшого участка перед перевалом, проезжается в седле. Это дорога к строящемуся руднику по добыче золота.
Катим по отличному грейдеру
Крутой предперевальный участок
Перемахнули перевал уже с последними лучами солнца, быстренько спустившись пониже в долину реки и спрятавшись от людских глаз, встали на ночевку. Это была наша самая высокая и самая холодная ночевка - высота около 2300 м - на соседних горах повыше нас виден нерастаявший снег.
С этой стороны перевала уходим с грейдера на каменистую грунтовку
Еще один день близится к завершению
День 6. 9 июня. Долина реки Воротан - Сисиан - Шамб
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ckpniohamqtxucmmКилометраж 70,3 км. Набор высоты 755 м
День начался со спуска по грунтовой каменистой дороге. Случилась небольшая поломка - у Марины открутился болтик на багажнике - быстро закрутили другой и помчали вниз, ну и локально вверх периодически - в горах без этого никак!
Наш лагерь на фоне слегка заснеженных вершин
Катим по отличной каменистой грунтовке
А потом по асфальту
Справа от нас остается второе по величине в Армении Спандарянское водохранилище
Через 11 километров выехали на асфальт и двинулись по направлению к городу Сисиан. По дороге сделали 2-х километровый крюк к водопаду в Шаки. Водяная пыль от 18-ти метрового водопада прекрасно освежает в жаркую погоду. А она стояла: даже привязавшаяся к нам на пути к водопаду собака сама залезла в холодную воду.
Шакинский водопад
Собака от жары самостоятельно лезет в холодную воду
Ущелье реки Воротан
Въезжаем в город Сисиан
Быстренько отобедав в Сисиане двинули дальше вниз по течению реки Воротан. Направление нашего движения - село Татев, однако заезжать мы решили, что называется, с тыла. Через грунтовый перевал. Но это будет завтра, а сегодня максимально ближе подъедем к нему. Заглянули осмотреть средневековый монастырь Воротнаванк, в селе Воротан случайно набрели на термальный источник, представляющий собой своего рода большую ванну с бьющей из-под земли по трубе минеральной водой. Вокруг заброшенные здания бывшего когда-то здесь санатория. Мы, естественно, искупались, а тем временем пришло время искать стояку. Выглядывая удобное место, проехали по арочному мосту XIX века. С одной стороны река - с другой - горы, а спуска к реке не наблюдалось. Найдя наконец удобный спуск нас неудовлетворило качество воды: она была рыжего цвета. Поэтому поехали к ближайшему населенному пункту покупать бутулированную. В долине встать незаметно не получилось - везде огороды с трудящимися на них людьми, поэтому поднялись чуть выше и встали почти у дороги рядом с чьим-то огородом.
Воротнаванк - средневековый монастырь XI века
Арочный мост 1855 года постройки и ... "симфония камней"
Термальный источник с температурой воды 37 градусов
День 7. 10 июня. Шамб - грунтовый перевал - Татев
Трек:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jakbqwgjpjzrqfdnКилометраж 26,3 км. Набор высоты 1181 м
День начался с асфальтового подъема, небольшого спуска и плавного подъема по ущелью среди множества переходящих друг в друга деревень. Асфальт разбит напрочь!
По асфальту перебираемся в нужное нам ущелье
Церковь с растительностью на крыше
И вот сидя в последней деревне на маршруте перед перевалом и поедая мороженное, думаешь - осталось всего чуть больше 5 км до вершины перевала… Но какие это будут километры! За эти 5 с копейками км нужно набрать более 700 м высоты. Сначала немного даже ехали - потом бОльшую часть этого подъема шли пешком. Дорога брошена, никто по ней не ездит, только ходят коровы и пастухи на лошадях, разбивающие грунтовое полотно и без того докучающее сильным уклоном. В одном месте даже потеряли дорогу, шли по навигатору.
Дорога потеряна, лезем вверх по скотопрогоным тропам
Нам куда-то туда
Вид назад
Дорога сначала еще угадывается...
... а дальше теряется, идем по треку каждый по удобной для себя траектории
Это был жестокий подъем! Но все же мы его осилили, встретив на перевале пастухов со стадом, уже уходящих назад по нашему маршруту в деревни. А нам на другую сторону - дорога заросшая - где-то идем, где-то едем. Но в целом по следам от подрезки склона очертания бывшего здесь грунтового полотна просматриваются.
Все же мы его взяли
Когда-то здесь была дорога, спускаемся в Татев
Где-то даже едем
Встретили пастуха овец, который не пустил нас самих на спуск, а проводил почти до его конца. Дело в том, что отару от волков охраняет множество собак крупных пород, которые набрасываются в том числе и на путешественников.
Наш провожатый
Перед Татевом попали в пробку из коров, пришлось поплестить за ними, в поселке заселились в хостел. Ужин решили не делать - прогулялись в местную кафешку.
Маковое поле перед Татевом
Продолжение читать
здесь