Леонид Утёсов на фронте, 1942 г.
В ответ на лекцию «Ленинградский джаз - «От саксофона до ножа - один шаг» от композитора Виктора Соболенко, который
заявляет во всеуслышанье:
“Невероятно, но факт, что при Сталине саксофон считался вражеским инструментом, он был запрещён как инструмент американский и до середины 70-х в Советском Союзе вообще не преподавали игру на саксофоне. Поэтому те, кто любил саксофон и слушал джаз, приравнивались к «идеологическим шпионам», диверсантам, подрывающим культуру. На лекции мы прикоснёмся к этому времени и поговорим о музыкантах, которые пронесли свою любовь к джазу, несмотря на все запреты и гонения. “
Выяснилось со слов очевидца буквально следующее. Вот что по этому поводу пишет музыкант
Влад Краев:
***
Часто на сайте и в других СМИ звучит миф о запрете в СССР джаза. Жаль, что эта глупость многократно повторяется, никто не утруждает себя объективной оценкой. Впрочем, как и во многом другом. Зомби… Есть масса людей, которые непременно хотят лишний раз обгадить времена СССР. Даже именитые, например, Макаревич. Который “великим” стал благодаря СССР.
Я начал играть джаз где-то в 1963 году, играли его почти на всех танцплощадках, под джаз танцевали. Никто его не запрещал. Звучал также репертуар Битлз и др. коллективов. Особенно не стимулировали, но и не запрещали. В 70-е я играл в рок-группе, но затем бросил из-за примитивности “музона”, неинтересно.
В СССР были государственные джаз оркестры, постоянно гастролирующие, Олега Лундстрема, Леонида Утесова, Эди Рознера, Игоря Петренко, Анатолия Крола,Константина Орбеляна, Шико Аранова, Раймонда Паулса, “Мелодия” Гараняна и другие. Плюс много самодеятельных коллективов, самый знаменитый из них - Ленинградский бэнд Йосифа Вайнштейна. Приезжали зарубежные коллективы, начиная с 30 годов, например, Сидней Беше с трубачом Томми Ландниером, и затем многие другие (Карел Влах, Густав Бром и др., которые заезжали даже в маленькие, провинциальные Черновцы). Причем без всяких фонограмм!
Регулярно проводились джазовые фестивали, самый старый из которых - Таллинский, с 1949 года. По результатам фестивалей выпускались серии дисков-гигантов “Джаз фестиваль”, выпускались джазовые нотные сборники, правда, небольшими тиражами (например, “Мелодии джаза”, 1970 год), книги по истории джаза.
Хороший музыкальный инструмент было купить сложно, это да, но кто очень хотел - покупал, были источники “привоза”. Например, труба “Сельмер” на руках стоила около 800 рублей (приблизительно 1000 долларов, сейчас инструмент такого уровня стоит от 1500 дол. и выше, но купить проще). Чешские и немецкие инструменты весьма неплохого уровня стоили значительно дешевле.
Репетиционная точка была в каждом торговом центре в подростковых клубах бесплатна! и везде был не только аппарат для репетиций но и инструменты)
Советские музыканты часто встречались со своими зарубежными коллегами на джэм-сэшн, где получали высокие оценки. Была плеяда прекрасных джазовых музыкантов мирового уровня: Константин Носов, Георгий Гаранян, Козлов, Фрумкие, Бахолдин, Бриль, Сермакашев, Товмасян, Кунсман, Колесников и множество других.
Кому-то очень хочется лишить нас памяти и своей истории. Знаем кому…
Таким как я - эту “лапшу” не повесишь, но судя по “перлам” молодежи на сайте - пока что это удается, глупости, стимулируемые на радио и ТВ, повторяются многократно. А жаль… Мы никогда не будем достойно жить, если так будем относиться к своей истории и своим духовным и материальным ценностям.
1929 год - в состав джаз-оркестра Утесова входили саксофонисты Изяслав Зелигман и Геннадий Ратнер. оркестр Утесова. В Москве уже существовал «Амаджаз» Александра Цфасмана.
Фильм Веселые ребята 1934 года комедия о джазе с участием оркестра Утесова. Это все при Сталине. Так что не рекомендую ходить на лекцию.
Много писать… Например в Питере в 1963 году была открыта джазовая школа. Я в ней учился.
Осенние ритмы это ежегодный Питерский фестиваль, на который приезжали западные музыканты, проходил раз в год в Питере в ДК Ленсовета. Я только в 80-е начал ходить на него.
Этого мало, тем более в 70-х. В 70-х в Питере был уже джаз-клуб квадрат. А музыканты жили как боги, по сравнению с тем что сейчас. Конечно речь о профессионалах, а не о любителях. Их оформляли на официальную работу за 120р, что уже не мало. Но на эти деньги они не обращали внимания, потому что с карасей на свадьбах, вечеринках получали гораздо больше. Об этом тебе могут рассказать музыканты постарше из группы “Sweet Little Sixties”.
Отдельный интерес - группа Форвард, ее барабанщик у меня в друзьях. На концертах этой группы игравшей тяжелый блюз в концертных залах (!) фанаты громили ряды и все что попадалось под руку! И тем не менее группа выступала в СССР с 1978г.
Он рассказывал как однажды понял что стал знаменит. Идя утром за пивом, услышал за спиной, как подростки обсуждали концерт с погромами после первого их выступления. Я лично был фанатом ) И ничего, никого никуда не отправляли, шли домой и приходили на следующий концерт.
А что до игры на саксофоне - нет, никогда никакие инструменты не запрещались. Ерунда полная.
***
Вот так.
Оригинал:
https://tigr.net/5093/2018/11/13/dzhaz-v-sovetskie-vremena-vspominaet-vlad-kraev/