Сегодня, в обстоятельствах военного конфликта между Россией и Украиной, мне кажется полезным посмотреть на мой опыт (1994-2000 гг.) привнесения частной культурной инициативы из Москвы в Одессу. Анализируя мою ситуацию можно понять корни современного конфликта,
а также понять как в Одессе стало возможным 2-е мая 2014-го года.
В тот день я написал: «Одесса Мама - как горько как больно, тебя снова изнасиловали. Как много желающих на твое дышащее здоровьем и весельем прекрасное тело. Мама, мамочка - ты открыта и добра ко всякому, но ты и СЛЕПА, как слепа вакханка, в пьяном любовном угаре... ты можешь друзей ненавидеть, а врагов поить квасом. Мамочка, я знаю, все мы твои дети - и те, кто в пепле, и те, кто в шоколаде, те, кого ты родила и те, кто сегодня впервые увидел надпись на вокзале - "Одесса - город герой!". И всех ты успокоишь и всех ты поймешь. Не могу требовать от тебя быть зрячей ибо никто не знает где правда, а где ложь. Но умоляю тебя, мамочка - уже же надо иметь опыт... за такое короткое время так часто еще никогда тебя не насиловали. На памяти одного поколения и воры-коммунисты и гопники-демократы и бандиты-садисты и теперь вот это «фаер шоу» с жертвенником и заживо сожженными.
Мамочка, мне кажется ты потеряла свое лицо и теперь тебе надо таки найти что-то новенького!»
СВО объясняется необходимостью упреждающего удара по Украине и ответных мер в отношении агрессивного украинского национализма. Давайте разберем эти доводы на моем одесском опыте. Ничего лишнего - только мой опыт, мои глаза, моя память и никаких домыслов, никаких умозаключений без личного опыта!
Моя супруга, мать наших детей и любимая женщина пишет: «Цель СВО - разоружение режима, противоречащего свободам своих граждан и угрожающего безопасности нашей страны. Запад стягивает войска вокруг нашей страны, расширяя НАТО. СВО - это этап защиты своей территории и суверенитета, защита русских на Украине и всех, кто с прозападно-бандеровской политикой этой страны там не согласен».
Когда моя супруга успела увидеть войска НАТО возле границ России - для меня загадка, вроде всегда была дома. Почему моя любимая считает возможным «разоружение режима» соседнего государства - тоже загадка. Дальше надо понимать разоружаем Прибалтику - там тоже куча русских, не согласных с политикой этих государств. В этом же контексте: Почему Навальный - это плохо, а Путин - это хорошо? Почему всё либеральное - это говно, а все консервативное, русское - это прекрасно, за исключением сумасшедших ура-патриотов? Почему Петр 1 и Сталин - это «то, что надо», а Сахарова надо сгонять с трибуны? На все лады предлагается выбор - за кого ты, на чьей стороне - рвут на себя одеяло Пригожины и Невзоровы, как в спортивной игре с канатом - кто кого перетянет. Почему обязательно война?
Итак, давайте рассмотрим мою украинскую эпопею в период с 1994 по 2000 год и затем с перерывами - до 2006 года, в контексте украинской общественной жизни того времени и современных событий. Если относиться ко всему, что произошло со мной в Украине и что я пережил там совсем тупо, то нужно сказать одно: украинцы испортили прекрасную перспективную идею создания в Одессе филиалов двух ведущих российских вузов и уникальной актерской школы, разрушили мою карьеру, судьбы многих моих учеников - фактически уничтожили мою судьбу. У меня в доме висит картина, подаренная моими учениками. На холсте изображена Птица Феникс. В 2000 году мне без преувеличения пришлось возрождаться из пепла. Что нужно после этого желать этим выблядкам украинской культуры - только смерти! На чьей стороне российско-украинского конфликта я должен сегодня оказаться - агрессивно на стороне СВО! И знаете, мне как истинно русскому хулигану и авантюристу, любителю Есенина и Маяковского, Лермонтова и Достоевского, патриоту своей Родины без междометия «ура» - иногда очень хочется сделать этот шаг!
Но известно также, что я создатель «Гражданского творческого союза» в Санкт-Петербурге, организатор концертов-митингов «Творчество за лучшую жизнь» в преддверии выборов Президента России в 2011-2012 годах, сторонник гуманизма и ненасильственного пути развития общества, ярчайшим представителем которого является Махатма Ганди! Я всегда говорю себе: Никогда не отвечай злу на его языке! Делай добро в любых обстоятельствах! Иначе ты сам станешь злом!
Такую мою позицию укрепляет очень сильный факт моей биографии. В 1995 году перед окончательным отъездом «на княжение» из Москвы в Одессу, я взял себе родовую православную фамилию Перевалов моей любимой бабушки Софьи Васильевны Переваловой, заслуженной учительницы России, и прошел священный обряд крещения в Московском Свято-Даниловском монастыре. Как известно, этот монастырь построил первый московский удельный князь, сын Александра Невского - Даниил Александрович, с которого собственно и началось превращение малюсенького участка земли в Великую Российскую Империю. Мало того, этот монастырь Даниил заложил после возвращения с поля битвы, где трем русским удельным князьям удалось заключить мир, без «единого выстрела».
Поэтому, какая СВО, если даже на фасаде моего хиппи-буса написано NO WAR!
Но это все разумеется лирика. А по сути, по процессу взаимодействия гражданина России и граждан Украины дело обстояло следующим образом.
В 1994 году городским головой в Одессе стал Эдуард Гурвиц - бизнесмен и антикоммунист. Он сделал весь общественный транспорт города бесплатным и всем улицам вернул дореволюционные названия. В России правил Ельцин, все советское подвергалось критике и уничтожению. Украина и Россия двигались к прозападным образцам общественно-политической жизни, на все новое смотрели с интересом. В России начались процессы приватизации, обогащения-обнищания и рэкета. В Одессе большая часть бизнеса была завязана на России, но Украине хотелось свободы и самостоятельности, а если зависимости, то от западных партнеров - там было «слаще» и интересней.
Моя деятельность в Одессе была воспринята Гурвицем как «подтанцовка» в его планах сохранения влияния на бизнес с Россией. А также как часть чего-то нового и прозападного, поэтому она нашла в его планах живой отклик. В 1997 году Гурвиц открыл под мою идею Муниципальное предприятие «Одесский открытый театр», как театральную Лабораторию. Одесские деятели культуры восприняли наш союз с Гурвицем негативно и прежде всего конечно из-за того, «шо какие-то деньги пошли мимо кассы» и какой-то заезжий фраер без их участия основал в Одессе театр. В этом не было политики - только шкурный интерес. Хотя конечно мое гражданство являлось дополнительным раздражителем.
Я не ощущал какого-то особо негативного к себе отношения по национальному или гражданскому признаку. Наоборот, мои ученики понимали ценность получаемых знаний, уровень моего образования (ГИТИс, Васильев, а не институт Карпенко-Карого) и с радостью шли заниматься в мою Лабораторию. Первые годы Лаборатория не имела своего помещения и занималась, выступала на самых разных площадках города. В это же время в Украине началось активное движение европейских и американских фондов, они стали вкладывать средства в украинскую культуру, в национальные идеи. Все эти фонды отказывали нам в помощи и наша организация держалась на добровольных взносах учащихся, незначительной помощи банка «Порто-Франко» и моих средствах. Но я был уверен, что поддержка Гурвица и российских вузов, огромное желание одесситов получать театральное и телевизионное образование в филиалах московских институтов, мои пробивные способности - приведут нас к победе и российская культура закрепится в Южной Пальмире навсегда! Тогда же наверно я впервые столкнулся с проявлением украинского национализма. В моей Лаборатории работала талантливая вокалистка и преподаватель Елена Савчук. Однажды она рассказала мне о скандале со своим мужем, который требовал говорить дома исключительно на украинском языке. Это его требование в результате привело к разводу.
Весной 1998 года Гурвиц был переизбран на пост городского головы, но Леонид Кучма отдельным указом снял Гурвица с этого поста и водрузил туда Руслана Боделана, бывшего секретаря одесского обкома КПСС, который в настоящее время, как и Янукович делает свой бизнес в России. Т.е. пророссийские украинские силы пришли на смену прозападным. Были убиты два ближайших соратника Гурвица по работе в мэрии - Игорь Свобода и Сергей Варламов. Всё было очень серьезно, в Одессе начался передел зон влияния. В городе говорили: вернулись донецкие или там - кировоградские. Это означало, что в управлении Одессой сменился бандитский клан.
Я в это время как раз открыл актерскую школу на Одесской киностудии, к лету завершил первый этап обучения моих курсантов и поехал в Москву. Там мне предстояло заручится поддержкой ректоров ГИТРа и Щепкинского училища на предмет открытия в Одессе двух филиалов российских вузов. Я был очень огорчен сменой власти в Одессе, но в тоже время понимал, что на смену Гурвицу пришли пророссийские силы и мне ничего не угрожает. Когда я приехал в августе в Одессу с двумя доверенностями на открытие филиалов, то обнаружил, что меня объявили самозванцем и аферистом в киевской газете «Сегодня». С этого момента, как говорится, враги сделали все «чтобы украинская земля плавилась под моими ногами». Исходя из простой логики - прозападный Гурвиц меня открыл, а пророссийская украинская власть меня закрыла - становится понятно, что не мое гражданство или национальность были истинными поводами для этих решений! «Ничего личного, только бизнес». Это было время, когда баланс пророссийских и прозападных сил начинал склоняться в пользу последних. Россия начинала раздражать своей назойливостью, вмешательством в бизнес и политику и отсутствием интересных предложений. В культуре - американский Сорос щедро раздавал деньги на национальные украинские проекты, а со стороны России кроме моего энтузиазма и заезжих по старой привычке российских артистов - в Одессе никого не было.
Для деятелей одесской культуры я был московским режиссером, который «приехал отнимать». Таким образом я стал частью той раздражающей украинцев России. Чтобы хоть как-то поправить этот имидж я подарил Одесскому литературному музею уникальную книгу из своей частной коллекции - Часослов, изданный в московской типографии Ивана Федорова предположительно в 17 веке. ТВ и газеты активно осветили эту акцию и торжественный концерт, который я с моими учениками провел в Литературном музее. Но украинским «доброжелателям» моя акция была «до лампочки». Это к вопросу о том, почему в Украине никогда не было достойного образования в области культуры и все украинцы годами ездили поступать в российские вузы. В Украине нет нормальной интеллигенции, в каком-то общечеловеческом смысле. Это страна любителей хорошей жизни прежде всего и они тогда становятся патриотами, когда у них что-нибудь отнимают. Этим в частности объясняется неистребимый интерес украинцев к западному комфорту, хотя на заработки они едут в Россию. Интересы того времени сводились у провластных украинцев к желанию сохранить уже налаженный успешный бизнес с Россией, кормиться от него, но двигаться в сторону Запада. Ну, понимаете - и рыбку съесть и кое куда сесть. Я не привез из России финансирование, я привез только гуманистические, эстетические и образовательные идеи и собирался потратить на них украинские деньги. России было не до моих проектов - она выходила из состояния дефолта. Я продолжал вкладывать в свой проект только собственные деньги и взносы моих учеников. Начались дикие репрессии, стали регулярно выходить целые газетные развороты с рассказами о моей «криминальной» деятельности в Одессе, нам стали отказывать в помещениях, в выступлениях, боялись предоставить публичную площадку для рассказа об истинном положении дел.
Гурвицу было по кайфу пойти мне на встречу и создать новый театр в Одессе, он видел в этом перспективу, а те пророссийские силы, которые пришли после него, видели во мне только конкурента «засеявшего их огород». Какие из этого можно сделать выводы к началу нового миллениума?
1. Россия времен Ельцина в отличие от Запада ничего не сделала, чтобы хоть как-то продвинуть свои интересы на культурной поляне в Украине, кроме подписания голых ничем не подтвержденных в действии деклараций 1994, 1995 и 1997 годов - бумажки, бумажки, бумажки.
2. Западники в Украине готовы были продолжать дружеские отношения с российскими инициативами при условии свободного плавания в сторону Запада.
3. Пророссийские силы в Украине пытались усидеть на двух стульях и никак не могли выбрать на каком стуле им удобней. Руководствовались исключительно шкурными интересами.
Все эти обстоятельства создавали почву для конфликта между нашими государствами. В 2000 году к власти в России пришел ФСБшник из Питера. Разумеется это не обрадовало украинских националистов и начался еще более активный откат украинцев в сторону Запада, усилилась работа националистических формирований, началась подготовка «оранжевой революции». В 2006 году, чувствуя что Россия теряет Украину, стороны подписали еще один пустой договор «о культурном сотрудничестве».
В это же время я предпринимал попытки вернуться в Одессу. Хотя в Одессе на местах оставались все те же пророссийские мутанты, мне казалось я сумею убедить их в сотрудничестве с Санкт-Петербургской театральной академией, где я в то время учился в аспирантуре, и в которой ректор Лев Геннадьевич Сундстрем поддержал мою идею сотрудничества с Одессой. Но украинские чиновники этого периода уже даже не парились по поводу этики общения с коллегами из России - они могли просто не отвечать на письма, или нести несусветную пургу - обратиться в Правительство РФ, например, за подтверждением статуса СПбГАТИ и полномочий ректора. Всё это сильно испортило мои отношения с Сундстремом - я не смог пробить идею сотрудничества с Одессой, несмотря потраченное время, на тщательно подготовленные документы, поддержку и дружелюбие Льва Геннадьевича.
В 2005 году к власти в Украине пришел Ющенко, Гурвиц вернулся на пост мэра. А я предпринял последнюю попытку вернуться в Одессу и для этого придумал Международный фестиваль романтики «Морские столицы мира»
слева на право: Перевалов, Сахаров, Гурвиц
В то время моя актерская школа находилась на территории Государственного Морского Технического Университета и это позволило мне активно подключить к процессу ведущий морской вуз России.
http://mashamir.ru/festival.htm - в моем Проекте было задумано восстановить единственный государственный парусник Украины - парусник «Дружба», который стоял без движения в Одесском порту. На его борту расположился штаб Фестиваля. Этот парусник стал для меня символом дружеских отношений между нашими странами!
Гурвиц с радостью принял меня и мою идею. На организацию Фестиваля постановлением мэрии было выделено 35.000 грн. Начался активный поиск средств на восстановление парусника через правительство Украины и спонсоров. С Одесской стороны организатором фестиваля выступила Национальная морская академия. Я начал собирать программу Фестиваля.
Когда группы участников из Питера и Одессы были сформированы, составлена программа фестиваля и подготовлена рекламная кампания, вышла очередная партия статей об «ограблении Одессы», активизировались «доброжелатели». В результате мэрия свое постановление отменила, а помощник Гурвица заявил мне: «Вашей России надо - Вы и проводите». Фестиваль был проведен на средства двух морских вузов и мои личные средства. Шкурные завистники и националисты в данном случае успешно объединились и победили прекрасную идею. И опять вынужден заметить - мы обращались в правительство России и Санкт-Петербурга с инициативой Фестиваля, но отклика так и не нашли!
В период правления Ющенко, как ни странно, у меня еще были надежды на то, что новое, интересное, прогрессивное из России может найти поддержку в высших эшелонах государственной власти Украины. Но со стороны российской власти эти еще не занятые коридоры света никто так и не использовал! Наконец наступил 2014 год! Украина вытерпела «пророссийского президента легкого поведения» целых 4 года - больше не могла. На волне усталости и раздражения от всего пророссийского, романтизируя ситуацию и священную борьбу за свободу в Украине, начался полный откат от всего, что связано с восточным соседом!
Украинские политики в борьбе за власть и бабло, чувствуя особенности образовавшегося мейнстрима, отлично ему подыграли. Но на Донбассе и в Крыму этот спектакль не прокатил! Доведя обострение до крайности два государства встали в позу противостояния. 24 февраля 2022 года одно из государств решило эту позу поменять! Бездарные чиновники и эгоистичные правители ввергли наши народы в братоубийственную бойню. И теперь, чем дольше длится война, тем больше «националистов» она произведет на свет. И если раньше шансы на мирные переговоры оставались, то теперь их нет. Война будет длиться до полного истощения украинского народа, просто потому, что этого народа гораздо меньше, чем российского.
Нельзя победить болезнь, провоцируя заражение еще большего количества людей. Национализм в Украине можно было бы просто изолировать, победить моральным и финансовым превосходством. Но к сожалению, Россия не та страна, которую можно назвать страной добра и благополучия, а значит данные средства борьбы ей не доступны - отсюда и СВО!