Трагедия на «Булгарии» - диагноз России

Jul 12, 2011 21:04

Originally posted by ru_compromat at Трагедия на «Булгарии» - диагноз России



Фото: Profinews.com
После трагедии на теплоходе «Булгария» в Куйбышевском водохранилище близ деревни Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана СМИ и блогосфера пестрят версиями произошедшего. Одни винят во всем погодные условия, другие - экипаж, третьи - перегрузку судна и его устарелость. Однако, пожалуй, все сторонники самых разных версий сходятся в одном - случившееся на «Булгарии» закономерно на фоне бардака в стране в общем и в судоходной отрасли в частности.


Сегодня в России объявлен день траура по погибшим в трагедии на теплоходе «Булгария». Ru_Compromat попытался воедино собрать факты, в очередной раз подтверждающие одну простую истину - именно бардак и всеобщее попустительство стало причиной гибели людей.

Диагноз России
Обозреватели и аналитики в России и за рубежом делают один и тот же неутешительный вывод. Произошедшее на «Булгарии» отнюдь не чрезвычайное происшествие, это - диагноз России и ее системы управления, результат всепроникающей коррупции, всеобщего безразличия и конкретно - равнодушия власти и бизнеса к жизни людей.

Как и во многих подобных случаях, ответственных приходится искать днем с огнем. СМИ уже путаются во владельцах, арендаторах и субарендаторах затонувшего судна - ощущение такое, что эта непрозрачная, многослойная система создана нарочно для того, чтобы было удобнее заявлять о своей непричастности и перекладывать вину на другого.

Так оно и происходит. Собственником теплохода является компания «Камское речное пароходство». Арендатором - ООО «Бриз», получившее судно примерно год назад, когда оно еще называлось «Украина». Но в итоге в роковой круиз «Булгарию» направила казанская компания «Аргоречтур».

В связи с катастрофой против гендиректора «Аргоречтура» и против эксперта Российского речного регистра уже возбудили уголовное дело - им грозит до 10 лет лишения свободы. Наказать обещают и капитанов судов, не пришедших на помощь тонущей «Булгарии». Одновременно президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости ужесточить наказание за нарушение законов в сфере перевозки людей.

Однако «стрелочников» наказывают после каждой крупной катастрофы, призывы президента ужесточить контроль также звучат каждый раз, и многие наблюдатели задаются вопросом не о конкретных виновниках, а о системе, из-за которой подобные аварии оказываются возможны.

Накануне в Приволжской транспортной прокуратуре выяснили, что туристический круиз по Волге осуществлялся незаконно: у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров. Во вторник в Ростуризме добавили: компания «Аргоречтур» не входит в Реестр туроператоров России, соответственно, она предлагала круизы на «Булгарии», не имея на это права.

При этом «Аргоречтур» торговала путевками опять же не напрямую, а через агентство «Интур Волга». Эта компания, в отличие от первой, входит в Реестр, но, как решили в Ростуризме, не несет ответственности за продукт другой компании. Таким образом, ответственность должна нести «Аргоречтур», пояснили «Интерфаксу» в ведомстве.

В «Камском речном пароходстве» тем временем поспешили заявить, что в данном случае за гибель пассажиров компания несет «не юридическую, а лишь моральную ответственность». К слову, в блогах появились сообщения о том, что владелец «Камского речного пароходства» - миллионер Михаил Антонов, который является членом партии «Единая Россия» (по другим сведениям - «Справедливой России»). Все в тех же блогах заговорили о том, что после трагедии Антонов поспешил скрыться заграницей, однако в самой компании этот слух опровергли, назвав его «враньем».

Актер Станислав Садальский в своем блоге опубликовал фотографии теплоходов «Генерал Черняховский» и «Денис Давыдов» «Камского речного пароходства», которые, по его словам, выйдут в рейсы вместо затонувшей «Булгарии». «Корабли уже выкрашены уникальной краской и ржавчины почти не видно», - иронизирует он. На снимках ясно видно, что оба судна, мягко говоря, не новые.

Чувство дежавю
Тем временем российские власти, как всегда в случаях масштабных происшествий, демонстрируют решительность. Президент Дмитрий Медведев в понедельник провел в своей подмосковной резиденции в «Горках» совещание, на котором велел проверить все пассажирские транспортные средства и наказать виновных.

Но обозреватели восприняли это с изрядной долей скептицизма. У журналистов «Независимой газеты» совещание у Медведева вызвало стойкое чувство дежавю. В который раз после подобных катастроф государство подключает все свои ресурсы для того, чтобы выявить причины и принять меры, замечают они, вспоминая страшный пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» в декабре 2009 года.

Сопоставляя эти две трагедии, можно выявить традиционную для России странность. По данным МВД Татарстана, на которые ссылается РИА «Новости», техническая неисправность «Булгарии» рассматривается в качестве главной причины случившегося. Но владельцы и арендаторы теплохода уверяют, что технических проблем на нем не было, все ремонтные работы были проведены, и судно признано пригодным к эксплуатации. То, что оно прошло проверку, подтвердил и Минтранс.

«Что-то подобное мы уже слышали, когда горела «Хромая лошадь», - подчеркивает издание. - Тогда тоже рассказывали, что проверки на пожарную безопасность клуб проходил вовремя и без замечаний. По бумагам контролирующих ведомств все было в порядке. А в действительности, установила спецкомиссия, владельцы прибыльного бизнеса не утруждались вопросами безопасности посетителей, а представителям всевозможных надзоров просто платили».

Стоит отметить, что эта тенденция - скрывать халатность и коррупцию за «бумажным совершенством» - говорит не только о недобросовестности российского бизнеса, но и об отношении власти, которая закрывает на это глаза. Как сказал депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Бурков, созданная в стране вертикаль не заинтересована в изменении существующего положения и реагирует одинаково после всех происшествий - разобраться и наказать.

Сами власти пагубность ситуации осознают и даже клеймят, правда, легче от этого не становится. Президент соседней с Татарстаном Башкирии Рустэм Хамитов написал в своем блоге: «Говорить и писать о невинно погибших людях невероятно сложно. Но необходимо, поскольку разгильдяйство продолжается. Разгильдяйство, помноженное на жадность, на извлечение прибыли любой ценой, дает страшные плоды: унесенные человеческие жизни».

«Мой опыт инженерной деятельности и государственной работы показывают, что причина аварий сегодня чаще всего лежит <…> в пренебрежении элементарными требованиями безопасности, равнодушии и черствости к людям», - продолжает он и предлагает сделать «еще раз» соответствующие выводы.

Жертвы «коллективного отрицания реальности»
В свою очередь, западные газеты, наблюдая ситуацию со стороны, высказываются безжалостно и жестко. Масштабное происшествие с гигантским числом жертв они называют «типично российской трагедией», справедливо замечая, что случаются подобные и в других странах, однако российская статистика впечатляет больше всего.

«Россия гниет, и никто не хочет принимать это к сведению», - констатирует обозреватель Die Tageszeitung. «В России даже по причине незначительных дефектов гибнет такое количество людей, что прямо-таки в дрожь бросает, - пишет он. - Эти цифры отражают равнодушие власти предержащих к жизни людей».

По мнению немецкого комментатора, погибшие стали жертвами коллективного «отрицания реальности». При этом, если родственники погибших начнут требовать детального расследования обстоятельств трагедии, изначальное сочувствие грозит смениться раздражением, убежден автор: они станут нарушителями спокойствия и заведенного порядка.

Россияне шокированы гибелью «Булгарии», однако в стране, где общество обычно смиряется с безразличием чиновников, трудно претворить ужас и сочувствие в конкретные действия, развивает тему The Washington Post. Отличительная черта президентства Медведева - неисполнение его указаний, как иногда сетует он сам. В особенности невосприимчива к его усилиям коррупция, говорится в статье.

А The Christian Science Monitor пишет, что в постсоветский период Россия страдает от чрезвычайных ситуаций сходного типа - когда черствая погоня за наживой сочетается с шокирующим пренебрежением техникой безопасности. Она, как и российские СМИ, напоминает о пожаре в «Хромой лошади» и авариях на шахтах в Сибири.

«Булгария» уже тонула
Кроме того, стало известно, что теплоход «Булгария» уже тонул четыре года назад, причем именно в Куйбышевском водохранилище, пишет газета «Московский комсомолец». Подробности биографии затонувшего судна, о которых, разумеется, не знали пассажиры перед роковым плаванием, журналистам поведал бывший член экипажа штурман Михаил Иванов (фамилию он попросил изменить).

«Я ходил на «Булгарии» в 2007 году. И первым же перегонным рейсом по иронии судьбы примерно в том же районе, где он сейчас затонул, мы попали в сильный шторм. Нижние кубрики залило водой через иллюминаторы - рассохлись резинки на них. Задраив их крышками, мы продолжили рейс и, когда улучшились погодные условия, в авральном режиме заменили резинки», - рассказал собеседник издания.

Бывшие пассажиры судна также припомнили немало проблем: например, рассказали, что теплоход нередко глох в пути, из-за чего в рейсе происходили постоянные задержки.

В частности, несколько лет назад в МЧС обратились пассажиры «Булгарии», которые остались без питьевой воды, света и возможности пользоваться туалетами (санузлы были забиты). Он тогда с сотней человек на борту шел из Казани в Самару. В тот раз власти связались с хозяевами теплохода и потребовали в кратчайшие сроки устранить неполадки.

«3 июля теплоход возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань, - рассказывают пассажиры. - За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за 100 метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась - не работала даже радиосвязь».

Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе, матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость судна оказалась такой, что всякий раз оно опаздывало с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии.

«Я ходил на «Булгарии» два года назад до Ярославля, - говорит житель Набережных Челнов Вадим. - Уже тогда он был на последнем издыхании. Из-за поломки мы опоздали в Казань на 12 часов. Никогда не забуду, как нас через шлюзы в Новочебоксарске тащили на буксире».

А был ли ремонт?
По словам владельцев судна, перед навигацией на судне был проведен весь ремонт. Однако эксперты утверждают обратное. «По поводу ремонта скажу: его практически не было, - рассказал «МК» Михаил Иванов. - Нас подняли на сушу, поставили гребные валы в дейдвудную трубу (водонепроницаемая металлическая труба). Говорят, что судну корпус меняли в 2006 году, - не знаю, утверждать не буду. Глухих переборок, кроме как в машинном отделении, я больше и не видал, хотя облазил теплоход, можно сказать, от кормы до носа».

Слова матроса подтверждают и другие эксперты. В Управлении государственного морского и речного надзора журналистам сообщили, что у 785 двухпалубных теплоходов 2-й серии, к каким относилась и «Булгария» (ранее «Украина»), не предусмотрены «отсеки безопасности», то есть в нижнем отделении нет перегородок, которые препятствовали бы быстрому затоплению.

«Действительно, у всех судов этой серии нет перегородок, - сообщил Игорь Игнатов, начальник отдела организации расследования транспортных происшествий. - Эта особенность привела к тому, что вода распределялась сразу по всему нижнему отсеку».

Согласно международной конвенции по охране человеческой жизни на море, пассажирские суда обязаны иметь отсеки безопасности. Однако это правило утвердили в 1960 году, а «Булгария» появилась в 1955-м. В тексте конвенции прописано, что суда, построенные до ее принятия, могут быть модифицированы по усмотрению администрации. В данном случае никакой инициативы владельцы судна не проявили.

По словам другого члена экипажа, плававшего в том же, 2007 году, переборки (те, что не глухие) практически все сгнили. «Мы с другом приехали на «Булгарию» одними из первых после его длительной стоянки, - рассказывает он. - И ужаснулись, когда заглянули под слани (настил в трюме судна): в пассажирском отсеке набор (система балок, к которым крепится наружный настил палубы) напрочь отсутствовал. Ремонтники сказали, что задрали теплоход на слипе (сооружении для подъема судов на берег), валы воткнули, в плохих местах (в середине корпуса) металл поменяли, и все. Но до этого судно вроде варили летом 2006-го, а в ноябре 2006-го корпус был загрунтован и покрашен».

Напомним, двухпалубный прогулочный теплоход «Булгария» затонул 10 июля 2011г. в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в 3 км от берега. Теплоход осуществлял двухдневный круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань. В момент крушения на борту судна находились 205 человек, причем около 20 пассажиров не были зарегистрированы на рейс. Спасти удалось лишь 79 человек.

По материалам: РИА «Новости», «Интерфакс», «Независимая газета», NEWSru.com, InoPressa

Previous post Next post
Up