Про язычество

Jul 08, 2011 15:40


Решила и словарик продолжить...

В данном случае вопросами язычества.

Что такое язычество?

Википедия знает все))) (от церк.-слав. ıảзы́цы - народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) - буквально, «вера народов» или «народная вера».

Фактически это даже не политеизм (многобожие) и не собирательное название ( Read more... )

вера, догматы, религия

Leave a comment

dubna_petrov July 8 2011, 14:42:28 UTC
Очень интересно написано, спасибо. Из этого, кстати, следует, что по мере растворения православного христианства в народной среде тоже вполне себе формируется язычество. Потому, что повседеневной народной среде, для которой, по меткому выражению, кажется, о. Андрея Кураева «религия - это отрасль хозяйства», язычеством в конце концов становится любая религия, оторванная от своих догматических и (в случае с христианством) благодатных основ...

Как историк, одно время занимавшийся изучением истории религиозных традиций степной Евразии, совершенно с Вами согласен в вопросе о «прамонотеизме». Так, в основе языческих традиций практически всех степных народов присутствует образ единого священного Неба (Тенгри). Однако со временем он распадается, так, в поздней монгольской мифологии вместо одного Бога - самого священного Неба, присутствует целый пантеон из 33 или 99 небесных божеств - тенгриев во главе с Хормустой.

Анализ древнетюркских рунических надписей показывает, что священное Небо занимало высшее место в сакральной иерархии древних тюрок. Оно мыслилось как создатель мира и покровитель всей жизни.

Средневековые источники свидетельствуют о том, что в монголы-язычники в XIII в. еще помнили о единомо Боге, Творце всего сущего. Так, хан Менке обращается к францисканскому монаху Гильому де Рубруку: “Мы, моалы [монголы] верим, что существует только единый Бог, Которым мы живем и Которым умрем, и мы имеем к Нему открытое прямое сердце”. Об этом же свидетельствует и другой францисканец, Плано Карпини, у которого сказано о монголах: “Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также и признают его творцом как блаженства в мире, так и мучений”. Также и средневековый армянский историк Гайтон свидетельствует о тюрко-монгольских народах, что те “знают единого вечного Бога и призывают его имя”.

Священное Небо мыслилось монголами как несотворенное начало - создатель всего сущего, определяющее судьбу человека. В период империи, как и в эпоху тюркских каганатов, культ Тенгри приобретает военно-политический характер. Небо начинает рассматриваться как санкционирующее государственную власть.

В поздних монгольских источниках упоминается, что судьба - это свободная воля Неба - “дзаяча”.

Вообще представления о едином Боге прослеживаются в языческих религиях достаточно широко. Так, зороастрийская традиция знает бога Зурвана ("время") - отца близнецов Ахура-Мазды и Ангра-Маинйу, верховного творца Вселенной. В индуистской традиции известен не только поздний образ Брахмы, объемлющего весь мир, но и еще ведический бог Брахманаспати ("властитель молитвы") - лишенный каких-либо атрибутов творец всех иных богов, первоначало всех вещей. В скандинавской эсхатологии ключевым событием рассвета нового мира становится явление в мир его Творца. Образ Творца мироздания присутствует и в мифологии южносибирских народов. В тех мифах, где фигура Творца не прописана напрямую, она подразумевается самим ходом повествования.

Reply

tigra_katy July 8 2011, 16:11:28 UTC
Супер! Спасибо за подробности!!!
По хорошему это тема очень объемная и исследований таких достаточно много. Я слышала об исследованиях верований австралийских аборигенов. Обидно только что многие об этом даже не догадываются. Поэтому вот и написала этот пост. А то как-то восприятие понятия "религия" у многих моих знакомых на уровне школьных учебников, где все, мягко говоря, упрощалось и не договаривалось.

Reply

dubna_petrov July 8 2011, 17:34:44 UTC
Мне кажется, беда даже не в том, что упрощали - а в том, что светские религиоведы и историки-атеисты и агностики пользовались (и продолжают пользоваться) методической моделью в рамках которой прамонотеизм, скажем, впринципе не может существовать - можелью эволюционного развития культуры. Собственно, уже в идеологии гуманизма это всё было заложено. Человек становится всё умнее, всё добрее, всё чище, всё больше он отвергает религиозные предрассудки. Значит в самом начале он был неимеверно грязен, зол, туп, и весь проникнут религиозными предрассудками самого убогого уровня - фетишизм там, тотемизм. Идею ПАДЕНИЯ человека и человечества в эволюционную можель не втиснуть никак.

Reply

dubna_petrov July 8 2011, 17:36:40 UTC
"Эволюционную модель", а не "можель". Прошу прощения, опечатка :-)))

Reply

tigra_katy July 9 2011, 09:39:37 UTC
Это точно. Поэтому то, что не объясняется теорией - надо вычеркнуть, как погрешность. Проблема возникает только когда количество погрешностей начинает превышать число правильных вариантов. ) ) ) Но опять же, то что втолковано в школе часто теперь подводит даже образованных людей... Оно ж уже стало аксиомой. И развитие от фетишизма к монотеизму через политеизм. И вообще отношение к религии, как простому предрассудку используемому для управления толпой...

Reply


Leave a comment

Up