Решила и словарик продолжить...
В данном случае вопросами язычества.
Что такое язычество?
Википедия знает все)))
(от церк.-слав. ıảзы́цы - народы, имеющие свой собственный язык, культуру, мировоззрение, письменность) - буквально, «вера народов» или «народная вера».
Фактически это даже не политеизм (многобожие) и не собирательное название
(
Read more... )
Как историк, одно время занимавшийся изучением истории религиозных традиций степной Евразии, совершенно с Вами согласен в вопросе о «прамонотеизме». Так, в основе языческих традиций практически всех степных народов присутствует образ единого священного Неба (Тенгри). Однако со временем он распадается, так, в поздней монгольской мифологии вместо одного Бога - самого священного Неба, присутствует целый пантеон из 33 или 99 небесных божеств - тенгриев во главе с Хормустой.
Анализ древнетюркских рунических надписей показывает, что священное Небо занимало высшее место в сакральной иерархии древних тюрок. Оно мыслилось как создатель мира и покровитель всей жизни.
Средневековые источники свидетельствуют о том, что в монголы-язычники в XIII в. еще помнили о единомо Боге, Творце всего сущего. Так, хан Менке обращается к францисканскому монаху Гильому де Рубруку: “Мы, моалы [монголы] верим, что существует только единый Бог, Которым мы живем и Которым умрем, и мы имеем к Нему открытое прямое сердце”. Об этом же свидетельствует и другой францисканец, Плано Карпини, у которого сказано о монголах: “Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также и признают его творцом как блаженства в мире, так и мучений”. Также и средневековый армянский историк Гайтон свидетельствует о тюрко-монгольских народах, что те “знают единого вечного Бога и призывают его имя”.
Священное Небо мыслилось монголами как несотворенное начало - создатель всего сущего, определяющее судьбу человека. В период империи, как и в эпоху тюркских каганатов, культ Тенгри приобретает военно-политический характер. Небо начинает рассматриваться как санкционирующее государственную власть.
В поздних монгольских источниках упоминается, что судьба - это свободная воля Неба - “дзаяча”.
Вообще представления о едином Боге прослеживаются в языческих религиях достаточно широко. Так, зороастрийская традиция знает бога Зурвана ("время") - отца близнецов Ахура-Мазды и Ангра-Маинйу, верховного творца Вселенной. В индуистской традиции известен не только поздний образ Брахмы, объемлющего весь мир, но и еще ведический бог Брахманаспати ("властитель молитвы") - лишенный каких-либо атрибутов творец всех иных богов, первоначало всех вещей. В скандинавской эсхатологии ключевым событием рассвета нового мира становится явление в мир его Творца. Образ Творца мироздания присутствует и в мифологии южносибирских народов. В тех мифах, где фигура Творца не прописана напрямую, она подразумевается самим ходом повествования.
Reply
По хорошему это тема очень объемная и исследований таких достаточно много. Я слышала об исследованиях верований австралийских аборигенов. Обидно только что многие об этом даже не догадываются. Поэтому вот и написала этот пост. А то как-то восприятие понятия "религия" у многих моих знакомых на уровне школьных учебников, где все, мягко говоря, упрощалось и не договаривалось.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment