Mar 17, 2011 20:25
Весь день читаю Плотина. Утомительно - жуть, как по лезвию бритвы хожу. Вроде и мысли умные и так похожи на христианские. Но в тоже время так далеки.
Вот например
Наша душа имеет природу, свободную от всяческого зла, которое творит и от которого страдает человек.
И это так похоже на Святых Отцов. Но ведь при этом для него - душа противопоставляется телу. Которое источник зла. И сейчас так часто на этом спотыкаются. Кто-то провозглашая, что человек поступая разумно может избежать греха. Кто-то считая, что мы свою души спасаем во Христе, а тела отбросим как грязную одежду. При этом забывая, что именно нас в нашей телесности спас Сын Божий. Не наши "чистые души" он пришел отделить от "грязной" материальности. Он умер и воскрес, во всей полноте нашей природы, которая включает в себя и физические тела. А значит и нам предстоит не отбросить материю, но измениться.
А еще вот это:
"Бегство (от греха это) - посильное уподобление Богу", - говорит Платон. И означает это не что иное, как "быть разумно справедливым и разумно благочестивым", тем самым приобщаясь самой природе добродетелей.
Ведь правильно и точно сказано. Иногда просто в тех же формулировках тянет это сказать людям. Но только "разум" в терминологии неоплатоников это и есть сам Бог. Логика этой фразы основана не на понимании сути греха и безгрешности, а просто на определении самих добродетелей через их разумность. Хотя и тут они почти правы. Мы тоже говорим, о Боге, который Премудрый. Только мы не ограничиваем Его только "высшей" сферой идей, как неоплатоники. Но в целом -то с ними довольно трудно спорить.
Но ведь именно с этими мнениями спорил Ориген в свое время. Это сейчас у нас за плечами догматика, определения и соборы. В умных книжках собраны поучения и катехезис. Но в первые века христианства что могли противопоставить верующие умным системам и философским экскурсам? Только свое горящее сердце и Истину, которая открылась в Благой Вести. Но иногда этого достаточно только для того, чтобы заслужить звание "узколобых и необразованных фанатиков", а это не то звание, которым можно гордиться.
неоплатоники,
писательство,
Бог,
философия,
Ориген