Dec 22, 2010 17:28
Про этот праздник не сохранилось достоверных сведений. Только церковная память хранит такое предание.
В Назарете жила благочестивая чета - Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. Остальное же употребляли для собственных потребностей. Они были бы счастливы, если б не бесплодие, преисполнявшее скорбью их сердца. По понятиям того времени бесчадие считальсь бесславием и тяжелым наказанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обетованного Мессии. Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели поношение бездетства. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Безропотно несли они тяжесть испытания, продолжая вести жизнь в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга любовью и не теряя надежды на милость Божию.
В великие праздники они посещали Иерусалим. Так ко дню обновления храма пришел Иоаким во храм, чтобы вместе с другими своими соотечественниками принести жертву. Но архиерей отверг его приношение, укорив его бесчадием: ''Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение''. Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно и, не возвращаясь домой, он ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания, чтобы даровано было ему чадо в старости. В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном мужу, неутешно плакала Анна и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Там, под лавровым деревом, с глубокой верой на милость Божию приносила она Ему свои слезные молитвы, прося послать ей в старости радость чадородия. И вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: ''Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру''. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: ''Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя Святое Имя Его''. Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: ''Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это''.
Этот рассказ я нашла, когда писала книгу о Святителе Иосафе (день памяти которого будет праздноваться завтра) и тогда логично связала его с праздником Рождества Богородицы, но если задуматься, сказанное тогда можно перефразировать и о празднике Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы. Вы только задумайтесь....
Этот праздник Зачатия при всей свой незаметности и даже интимности служит как бы прологом ко всему Евангелию. К Рождению Богородицы. К Рождеству и к жизни Спасителя. Еще где-то в туманном будущем проповедь о Царствии Небесном. Еще далека, по человеческим понятиям, Крестная Жертва. Пока все что есть перед глазами - это Чудо. Даже по нынешним временам родить после 70 лет это чудо. А что говорить о древнем Израиле.
Нам бы сейчас задуматься: какой нужно верой обладать, чтобы в ответ на все несправедливые обвинения соседей и друзей продолжать молиться Богу без ропота. Без сожаления о «бездарно потраченной жизни». О жертвах, которые были сделаны «напрасно и безответно». Просто прося о том, что все окружающие назвали «несбыточным». О таком простом и уютном чуде - ребенке. О ребенке, который был рожден не для того, чтобы «скрасить старость родителей». О девочке, которую сразу после рождения посвятили Богу. О Марии, Пречистой Деве и Богородице, которой прославился весь род человеческий.
О таких событиях трудно говорить простым языком. Слишком много образов и эмоций. Они все еще сжаты как пружина в один день. С этого дня. С этого, обыденного, на первый взгляд, события. Как с кончика тонкой ниточки начали развиваться все события Нового Завета. Все те поступки, слова и дела людей и Бога, которые взорвали этот мир. Которые легли в основу всего теперешнего миропонимания, наук, искусства, веры.
С праздником!
вера,
праздник