По совместной инициативе с френдессой
natasha_osmasha начинаю серию постов под тагом "Немецкая Клюква", которые постараюсь размещать каждый Второй Вторник месяца (чтобы не отлынивать).
Основное тело текста помещаю под кат, доступ для френдов, а комментарии будут открываться мною по мере поступления. Ибо нефиг, глотнули уже. Всё сказанное мною - сугубо моё личное мнение, основанное на опыте общения с молодыми и немолодыми немецкими коллегами-учёными и неучами, собственных наблюдениях и ответах на вопросы коренных немцев. Несогласные могут не терять время и незамедлительно возвращаться в свои уютненькие.
Итак, начнём, пожалуй.
Как известно, в Европах быт и технология устроены из соображений удобства, экономии средств и времени.
Зачастую так-то оно так, да вот не так на второй и третий взгляд. Местные привыкают к маленьким технологическим удовольствиям и, казалось бы, их уже и не замечают в каждодневной жизни, приезжие поначалу дивятся, получают удовольствия, а потом тоже привыкают.
Первое с чем сталкивается каждый приезжий - общественный транспорт. У немцев принято ругать их общественные средства передвижения, сетовать на нерегулярность кормления хождения, дороговизну проезда и стервозность неприветливых водителей. Да они просто зажрались! Если бы в моей родной стране от Москвы до родимого города ходили такие же быстрые и комфортные поезда, как в Германии, то поездка домой оборачивалась бы для меня не 15-ти часовым мучением на вагонной полке по соседству с сопящими соседями неопределённой свежести, а 7-ми часовой прогулкой с ветерком. И всё за ту же сумму, за какую задирают цены на купейные билеты наши железнодорожники.
На поезда дальнего следования в Германии монополия у кровопийцы Дойче Бан. Тут даже местные разводят руками и скрепя сердце платят за 2-х часовое путешествие сотню евро. За это время поезд может унести вас на 350 километров от точки отправления, так как согласно индикации на электронном табло в салоне поезда, на отдельных участках он развивает скорость аж под триста (и на станциях задерживается лишь на 2 минуты). С непривычки может закладывать уши; те же ощущения испытываешь при вныривании в туннели, которых водится в изобилии, ибо холмистая местность обуславливает. На одном из путей следования Франкфурт-Берлин (тот маршрут, что прибывает на Южный Вокзал в Берлине), я потеряла счёт на 16-ом туннеле и забила, завалившись спать под убаюкивающую обстановку.
В вагонах запрещено пользоваться мобильными (не во всех), и худшее что может побеспокоить - ор случайно оказавшихся в поезде человеческих детёнышей, не усмирённых индифферентными мамашами. Потому как ограничивать не принято.
Пару лет назад параллельно с запретом курить в ресторанах и барах (кроме террас), запретили и курить на борту поездов. Если раньше в современных литой формы серебристых Интерсити Экспрессах существовали отдельные курительные вагоны, и некурильщикам возможно было избежать невольного дымоотравления, то староватые квадратнобокие Интерсити (представьте форму вагона советского поезда с современной комфортабельной начинкой) имели посреди вагона лишь не доходящую до потолка стеклянную перегородку. По одну сторону - курильщики, по другую - страдальщики. Сии вагоны особенно доставляют, когда в любой из половин попадается огромная орущая компания футбольных (или других - нужное выбрать) фанатов, спущенных с крючка по дороге на сборище или вполне частое явление - «женский клуб на выезде». Сий клуб представляет собой выездку на развлечения группы спортивно-мужиковато выглядящих существ женского пола неопределенного возраста (скорее всего 38-55) или сборище бабулек-живчиков, всех как из инкубатора в светленьких чистеньких брючках-морковках и с седыми короткими кучерявыми химиями «а-ля одуван» на голове. Громко гомонящих, выпивающих из пластиковых стаканчиков розлитое на месте и разлитое на пол игристое вино и в худшем случае затягиваиющее не самыми плохими но громкими голосами достояние местного немецкого фольклора (сильно популярного, однако, именно у описываемого контингента - дружненько представляем на этом месте кудрявый гибрид Алексанра Малинина и Тото Кутуньо с гитарой посреди баварской фермы).
Но если повезёт с тишиной и попадётся улыбчивый контролёр (распечатанные на принтере электронные билеты сканируются персоналом 1-2 раза за поездку; в некоторых случаях билет можно приобрести прямо у кондуктора, оплатив пластиковой карточкой; паспортных данных для приобретения билета не требуется никогда), путешествие оборачивается вполне приятно и комфортно. Возможно насладиться чтением книги - поезд раскачивается из стороны в сторону только при набирании первой космической высокой скорости, или даже посмотреть с наушниками фильм с собственного ноутбука (на вагон попадаются несколько столиков по типу как между плацкартными сидениями в наших поездах - тогда ноут можно расположить на них, а не на шатких откидных столиках спинок впереди стоящих сидений, навроде столиков самолётных кресел). Всегда открытые туалеты порадуют бумажными полотенцами, сенсорными краниками и кнопочками для всего и вся как в самолёте; двери между вагонами автоматические или сенсорные - не надо беспокоиться, что прижмёт твой чемодан или не хлопнет ли тебе ею предыдущий пассажир по носу. А билеты, если брать загодя, можно урвать за 50% цены (да, и такое бывает!) или по специальным «летним предложениям» / «зимним предложениям - за 30 евро в одну сторону (без резервирования места), что делает немецкие поезда образцом для подражания всему постсоветскому пространству.
Вот только как и во всём мире, лесенки спуска, бывает, располагаются немеренно выше уровня перрона. Неудобно с большим чемоданом, однако. Но местные справляются и не жалуются. Даже школьницы-подростки привыкли стаскивать/закидывать свой большой багаж без проблем. Обычно помочь никто не предлагает. И на ненавязчивые позывные сигналы не реагирует. Так что, на будущее остается лишь держать сей факт в голове и минимизировать вес взятой с собой поклажи.
В крупных городах все перроны оборудованы эскалаторами и лифтами для инвалидных кресел и пассажиров с большим багажом. В городишках и сёлах до сих пор встречаются лестничные переходы с перронов через туннель в отделение вокзала без эскалаторов - вот это при наличии большой поклажи (и в потоке несущейся по лестнице выспыпавшей из поезда толпы приезжих) заставляет вспомнить звучный репертуар великого и могучего. Остается только догадываться, как справляются в этих обстоятельствах путешествующие немощные, пенсионеры, и если уж быть окончательно онемечившимся - инвалиды в каталках.
К сожалению, есть догадка, что скоростные немецкие поезда не могут быть адаптированы под жесткие погодно-климатические условия зоны контрастного климата Евразии. Прошлой зимой 2009/2010 Германию заваливало с месяц мокрым снегом при температуре не теплее -5, что оказалось для типичной северной европейской страны настоящей климатической катастрофой. Перед Рождеством куча маршрутов поездов элементарно встала до лучших времён. Оставшиеся на ходу железнодорожные развязки простаивали с пассажирами по 5 часов среди полей между остановочными пунктами - в точности как в «Восточном Экспрессе» Агаты Кристи. Именно тогда по немецкому телевидению прозвучало эпическое заявление: «Наши поезда не созданы для сибирского снега». Для северной Европы, блин!
Но всё равно поезда ругают реже, чем местные городские и между-сельские автобусы.
Обычно иностранцу довольно легко разобраться в пользовании этим видом транспорта: в каждом городе транспортная компания имеет свой веб-сайт с расписанием, где можно легко задать в поиск подходящий маршрут с пересадками и распечатать на принтере расписание любого автобуса. А теперь покажите мне, где такое же функционирует на постсоветском пространстве?
Удобность остановок для пересадок зависит от дебильности организации в каждом отдельном городе. Мне доводилось сталкиваться с системой, когда каждый номер автобуса проходит через центральный вокзал и больше нигде с другими не пересекается - так что, для пересадок по любому приходится доезжать до вокзала. Бывает, некоторые номера автобусов останавливаются/не останавливаются в зависимости от времени суток - с утра и вечером здесь делают остановку, а в дневное время проезжают мимо. И вообще в дневное время едут по другой улице. Кто уж на что горазд, так и изголяется с маршрутами. Ненавистнее всего мне были маршрутные покрытия в Марбурге и Тюбингене.
Зато если приобрести билет на одну поездку (от 1,80 до 2,30 евро) - можно использовать его для пересадки в течение часа при движении в одном направлении (то есть, нельзя использовать его для поездки обратно на другом номере автобуса).
В пределах центральной части города о прибытии ближайших автобусах к остановке можно узнать из электронного табло, отсчитывающего минуты. И никаких гаданий на кофейной гуще, не правда ли?
Иногда автобусы приходят на 1-3 минуты вперёд расписания, если ты изо всех сил бежишь чтобы на него успеть - не факт, что водитель задержится и подождёт. Обычно закрыв однажды двери, водители с неохотой их открывают вторично для опоздавших. В этом немцы правы, обижаясь на водил.
Входят в автобус через переднюю дверь, показывая проездной или покупая билет у водителя. Но это совсем не похоже на знаменитый московский пипец с автобусными турникетами возле водителя, введенный пару лет назад. Водители вполне себе одновременно выпускают пассажиров через все другие двери - стоит лишь нажать на кнопочку требования. Вообще остановки осуществляются по предварительному нажатию кнопочки - возжелал заранее кто-то выйти, водитель остановится, нет - проедет мимо, если на остановке нет ждущих пассажиров. Кнопочки эти расположены в салоне на каждом шагу, и только дурак не найдёт. Хотя нет, бывает и не найдёт. Около года назад я ехала в Икею, построенную по традиции слегка за городом, и попался мне на этой линии автобус неизвестной конструкции - пока я искала кнопки за 2 секунды до остановки (а были они нетипично расположены на самых верхних поручнях под потолком), автобусник успел проскочить остановку. На мое шоковое выражение лица и претензии на смеси хорошего английского с невнятным немецким, водитель только качал головой и растерянно улыбался (или умеренно усмехался?) - ведь останавливаться вне отведённых мест у них не положено. Так, заехала я в ближайшую загородную деревню, где находилась следующая официальная остановка - обратно до Икеи я топала по пыльной обочине скоростного шоссе минут 15-20. Если бы не столько же времени, в перспективе требующееся для вызова и ожидания такси, я бы всё-таки его вызвала.
Хотя есть ещё у этих умных автобусов одна уникальная кнопочка -фича: «приседание». В передней части салона, где пространство отведено для людей с колясками, инвалидных кресел и рядом с сидениями для пенсионеров есть низкорасположенная кнопка просьбы водителю осуществить приседание автобуса при остановке, чтобы облегчить выход. Не знаю, как это работает чисто технически, но визуально это выглядит как накренение всей правой части автобуса и сравнивание уровня пола автобуса с уровнем остановки. Вот так-то!
А вообще полгода назад в городе, где я работаю, водители стали здороваться с пассажирами при входе. Поначалу изумление читалось на лицах каждого входящего - и местного гражданина, и нас, иностранцев. Сейчас ничё, вроде бы попривыкли. Да и здороваются не в каждом автобусе. Но всё равно неловко как-то.