Сегодня открывается 7-ой Московский книжный фестиваль
http://www.moscowbookfest.ru/.
Масса всего интересного. "Мемориал" устраивает свою большую программу - с дискуссиями, кинопоказами. Фаланстер - в числе организаторов самых интересных дискуссий.
Мне лично интересно несколько событий:
БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Цифровая культура и образование Дата: 10 июня Время: 12:00 Место проведения:
СЕВАСТОПОЛЬ (2) Лекция профессора прикладной и компьютерной лингвистики в университете Гиссена Хеннинга Лобина
Как можно «увидеть» город? Мастер-класс Дата: 10 июня Время: 13:30
Место проведения:
ЧУФУТ-КАЛЕ (8) Участники: Лиз Димблеби (Великобритания)
БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Образование для города. Дата: 10 июня Время: 16:00 Место проведения:
СЕВАСТОПОЛЬ (2) Дискуссия с участием архитектора Юрия Григоряна и выпускников Института “Стрелка”
БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Что меняется в образовании? Дата: 10 июня Время: 18:00
Место проведения:
СЕВАСТОПОЛЬ (2) Лекция основателя школы Hyper Island и декана Института “Стрелка” Дэвида Эриксона
И очень креативно - прямо перед митингом-шествием можно сходить сюда -
12 июня, вторник 11.30 Контестации: "Эстетика протеста". Заключительный круглый стол из цикла "Культура протеста"
События в России последних месяцев показали актуальность запроса протестующих на арт-составляющую в проводимых ими мероприятиях. Однако протестная активность не вызвала появления значимых явлений в актуальном искусстве, острота политической полемики в художественных высказываниях выступила на первый план, делая как бы менее важной собственно эстетическую составляющую. При этом реальный политический протест часто приобретает крайне консервативные художественные формы, а радикальное искусство нередко смыкается с действующей властью. Связаны ли между собой арт-протест и протест реальный политический? Как изменился художественный протест 2010х по сравнению с 1980ми гг.? Возможно ли появление в протестных акциях искусства, способного удовлетворить тысячи разнородных, разнокультурных участников? Какие художественные формы (коллективные действия) могли бы вовлечь толпу? Может ли возникнуть массовая культура протеста и что она из себя представляет? Каковы роль и резонанс индивидуального художественного протеста (Елена Фанайлова, Андрей Родионов, Кирилл Медведев, «Гражданин Поэт» и др.)? Что важнее - максимальное количество сочувствующих протесту "кликов" или уникальное художественное произведение, живая интонация? Насколько в России применимы слова Сью Фридрих The personal is political? Насколько важны карнавализация, перформанс для современных протестных акций?
Участвуют: Михаил Борзыкин (композитор, исполнитель, лидер группы “Телевизор”), Владимир Тарнопольский (композитор, педагог, руководитель Центра современной музыки при Московской консерватории), Семен Файбисович (художник), Станислав Львовский (поэт, прозаик, шеф-редактор отдела “Литература” OpenSpace.ru), Юлия Лидерман (культуролог, доцент РГГУ), Александр Липницкий (музыкант, журналист, культуролог), Борис Долгин (заместитель главного редактора, научный редактор “Полит.ру”).
Международный Мемориал представляет программу КОНТЕСТАЦИИ
на Московском Международном Открытом Книжном Фестивале (шатер Керчь)
9-12 июня
В рамках программы “Контестации” будет проходить выставка “Хроника сопротивления. Графический репортаж Виктории Ломаско”.
9 июня, суббота
13.00
"Место истории в современных медиа".
Панельная дискуссия в рамках проекта "Мониторинг исторической политики". Будут обсуждаться проблемы бытования исторического контента в современных медиа. Как формируется образы прошлого? Кто определяет редакционную политику, влияющую на освещение истории в периодических изданиях? Какими могут и должны стать новые издания, специализирующиеся на исторической тематике?
Участвуют: редакция сайта "Уроки истории", Анатолий Голубовский, Никита Соколов, Виталий Дымарский ("Дилетант"), Евгений Жирнов (“Коммерсантъ”) и др.
15.00
Контестации: Общественная экспертиза программы увековечения памяти жертв тоталитарного режима. I. Общие пункты и возможности политико-правовой оценки преступлений прошлого.
В феврале 2011 года Рабочая группа по исторической памяти Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека передала президенту Дмитрию Медведеву предложение общенациональной государственно-общественной программы "
Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении", ключевые пункты которой написаны "Международным Мемориалом". На Открытом книжном фестивале "Мемориал" выставляет программу на общественную экспертизу. Мы хотим знать, заинтересовано ли общество в такой программе, какие пункты программы нуждаются в уточнении, детализации, кардинальных изменениях. Приглашаем к участию в экспертизе всех заинтересованных.
Участвуют: Герд Кенен (историк, Германия), Татьяна Ворожейкина (независимый исследователь), Лариса Буракова (Лондонская школа экономики, Институт экономического анализа), Никита Петров, Арсений Рогинский (Мемориал) и др.
17.45
Киноконтестации: Общественные движения и гражданское общество во второй половине XX века.
Совместная программа Музея кино и Международного Мемориала при поддержке Итальянского Института Культуры в Москве, Польского культурного центра в Москве, Чешского центра при Посольстве Чешской Республики в РФ, Киноконцерна “Мосфильм”.
В центре программы - исследование массовых общественных и протестных движений во второй половине XX века в странах Европы: “Красные бригады” и “Католическое действие” в Италии, освободительные движения в Африке и молодёжные протесты 60-х в Европе, противодействие вторжению войск Организации Варшавского договора и “Бархатная революция” в Чехословакии, движение “Солидарность” и “Оранжевая альтернатива” в Польше. Отталкиваясь от фильмов - иногда снятых выдающимися режиссёрами и писателями, например, как фильм “Гнев” Пьера Паоло Пазолини и Джованни Гуарески, иногда - любительских или хроники, как в чешской части программы, - приглашённые историки, культурологи и киноведы размышляют о взаимовлиянии кинематографа и политической реальности.
ГНЕВ / La Rabbia, Пьер Паоло Пазолини / Pier Paolo Pasolini, Джованни Гуарески / Giovanni Guareschi, Италия 1963, 104 мин.
Совместная программа "Мемориала" и Музея Кино при поддержке Итальянского Института культуры.
19.15
Киноконтестации после фильма.
Участвуют: Максим Павлов, Наум Клейман (Музей Кино), Борис Беленкин (Международный Мемориал), Лев Кац, Ольга Гуревич (итальянисты), Кирилл Кулагин, Эмиль Рейзин (Мастерская Владимира Хотиненко).
10 июня, воскресенье
11.30
Гражданская активность и подотчетность власти: американский и российский опыт
За долгие годы американское общество выработало механизмы участия различных общественных групп в принятии решений на местном и государственном уровне. Что это за механизмы и могут ли они работать в современной России?
Участвуют: Рид Нельсон (Национальный демократический институт), Денис Волков (“Левада-Центр”), Константин Янкаускас (депутат районного муниципального собрания г. Москвы, движение “Солидарность”), Наталья Чернышова (Организация народного контроля) и др.
13.00
Архивные фонды в поисках издателей, сценаристов, режиссеров. Питчинг архивных материалов Мемориала.
Для кого с 1988 года собирает и бережно хранит свой архив общество "Мемориал"? Только ли для дарителей и собственно хранителей? Почему сюжеты, рукописи, хроники из архивов «Мемориала» так часто интересуют зарубежных авторов и издателей и так редко российских? Почему в других странах любые свидетельства из ряда тех, что хранятся в наших фондах, немедленно становятся бестселлером, а в России никому до них нет дела? Мы попробуем исправить эту ситуацию и расскажем издателям, режиссерам, сценаристам, журналистам и всем заинтересованным о некоторых весьма любопытных сюжетах из нашего архива.
Участвуют: Алена Козлова, Никита Петров, Алексей Макаров, Борис Беленкин, Сергей Ларьков, Никита Охотин, Александр Черкасов (“Мемориал”) и др.
15.00
Контестации: Общественная экспертиза программы увековечения памяти жертв тоталитарного режима. II. Музей тоталитарного прошлого.
Участвуют: Хаим Сокол (художник), Софья Пантюлина (Межмузейный проект "Семейное путешествие. Всей семьей в музей"), Наталья Копелянская (группа "Музейные решения"), Джон Фарндон (Великобритания), Никита Охотин (Международный Мемориал), Анастасия Патлай.
17.00
Киноконтестации:
ХАОС / Zmatek, Эвальд Шорм / Evald Schorm, Яромир Каллиста / Jaromír Kallista, ЧССР - Чехия, 1968-1990, 36 мин.
ЛИБЕРЕЦ 21.8. 1968 / Líberec 21.8.1968, монтаж хроники, ЧССР, 24 мин.
THE PLASTIC PEOPLE OF THE UNIVERSE, Чезар де Феррари / César de Ferrari, ЧССР, 1969-1970, 11 мин.
Нарезка сюжетов из «Оригинального видеожурнала» / Originální videožurnal за 1989 (самиздатТВ), ЧССР, ок. 10 мин. Совместная программа "Мемориала" и Музея кино при поддержке Чешского центра.
18.20 Киноконтестации после фильма.
Будут показаны фрагменты фильма-концерта чешской группы The Plastic People of the Universe в поддержку Pussy Riot.
Участвуют: Наум Клейман, Максим Павлов (Музей кино), Борис Беленкин (Международный Мемориал), Ян Махонин (Чешский культурный центр), Инна Безрукова, Сергей Скорвид, Нина Фальковская (богемисты), Константин Ксенофонтов (ИнЛиберти) и др.
11 июня, понедельник
11.00
Акция "Монумент одного человека". Художник Хаим Сокол.
Сколько монументов памяти жертв сталинского террора вы знаете в России? Сколько их есть в Москве? Очень мало или почти ничего. Исторический ландшафт города населяют герои, гении, победители, но не их безымянные современники. Поэтому мы предлагаем каждому создать свой монумент. Художник Хаим Сокол проведет акцию "Монумент одного человека". Всем желающим будет предложено переписать под копирку письма из архива "Мемориала". Письма будут копироваться на куски старой жести, из которых художник прямо во время акции сделает самолетики. Каждый такой самолетик-письмо и станет монументом одного человека.
Перепиши историю - Стань свидетелем - Создай свой монумент.
13.30
Контестации: "Соседские интернет-приложения: Россия и зарубежный опыт"
Город - пространство не только конфликтов, но и решений. На семинаре мы поговорим об интернет-сайтах и сервисах, занимающихся городскими проблемами. После презентаций российского и мирового опыта и рассказе об актуальных проблемах горожан последует дискуссия о том, как технологии могут помочь стать нам лучшими гражданами.
Участвуют: Георгий Прокопов (Центр изучения городских конфликтов ОАО «МИТ»), Алексей Сидоренко (Теплица Социальных Технологий).
15.00
Контестации: Общественная экспертиза программы увековечения памяти жертв тоталитарного режима. III. Городские памятники.
Участвуют: Евгений Асс (архитектор), Ярослав Ковальчук (архитектор), Арсений Хитров (ВШЭ), Сергей Кузнецов (писатель), Ян Рачинский (Мемориал), Михаил Вельмакин (депутат муниципального Собрания района Отрадное, учредитель Совета муниципальных депутатов).
17.00
Киноконтестации: ВИЗИТ / Wizyta, Марцель Лозиньский / Marcel Lozinski, ПНР, 1974, 16 мин.
РАБОТНИЦЫ / Robotnice, Ирена Каменьская / Irena Kamienska, ПНР, 1981, 16 мин.
МАЙОР, ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ ГНОМОВ / Major albo rewolucja krasnoludków, Мария Змарз-Кочанович / Maria Zmarz-Koczanowicz , ПНР, 1989, 31 мин.
18.00
Киноконтестации после фильма.
Участвуют: Марек Радзивон, Денис Вирен (Польский культурный центр), Наум Клейман, Максим Павлов (Музей кино).
12 июня, вторник
11.30
Контестации: "Эстетика протеста". Заключительный круглый стол из цикла "Культура протеста"
События в России последних месяцев показали актуальность запроса протестующих на арт-составляющую в проводимых ими мероприятиях. Однако протестная активность не вызвала появления значимых явлений в актуальном искусстве, острота политической полемики в художественных высказываниях выступила на первый план, делая как бы менее важной собственно эстетическую составляющую. При этом реальный политический протест часто приобретает крайне консервативные художественные формы, а радикальное искусство нередко смыкается с действующей властью. Связаны ли между собой арт-протест и протест реальный политический? Как изменился художественный протест 2010х по сравнению с 1980ми гг.? Возможно ли появление в протестных акциях искусства, способного удовлетворить тысячи разнородных, разнокультурных участников? Какие художественные формы (коллективные действия) могли бы вовлечь толпу? Может ли возникнуть массовая культура протеста и что она из себя представляет? Каковы роль и резонанс индивидуального художественного протеста (Елена Фанайлова, Андрей Родионов, Кирилл Медведев, «Гражданин Поэт» и др.)? Что важнее - максимальное количество сочувствующих протесту "кликов" или уникальное художественное произведение, живая интонация? Насколько в России применимы слова Сью Фридрих The personal is political? Насколько важны карнавализация, перформанс для современных протестных акций?
Участвуют: Михаил Борзыкин (композитор, исполнитель, лидер группы “Телевизор”), Владимир Тарнопольский (композитор, педагог, руководитель Центра современной музыки при Московской консерватории), Семен Файбисович (художник), Станислав Львовский (поэт, прозаик, шеф-редактор отдела “Литература” OpenSpace.ru), Юлия Лидерман (культуролог, доцент РГГУ), Александр Липницкий (музыкант, журналист, культуролог), Борис Долгин (заместитель главного редактора, научный редактор “Полит.ру”).
16.30.
Киноконтестации:
И ВСЁ-ТАКИ Я ВЕРЮ… Михаил Ромм, Элем Климов, Марлен Хуциев, СССР/РСФСР, 1974, 120 мин.
18.30. Киноконтестации после фильма
Участвуют: Наум Клейман (Музей Кино), Борис Беленкин (Мемориал)
НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ В ЗАЛЕ ПРОДАЖ НА СТЕНДЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕМОРИАЛА БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НАШИ КНИГИ