Александр Алексеевич Остужев

Apr 28, 2009 21:03

 Спасибо banshur69 , открывшему для меня этого человека.
ОСТУЖЕВ Александр Алексеевич (настоящая фамилия - Пожаров) (16(28).IV.1874-1.III.1953) - русский советский актер. Народный артист СССР (1937). Родился в семье железнодорожного машиниста. Сценическую деятельность начал в 1895 в воронежской антрепризе А.М. Медведева. В 1896 Остужен поступил на Драматические курсы Московского театрального училища (ученик А.П. Ленского). С 1898 Остужев - актер Малого театра, (сезон 1901-02 играл в Театре Корша). Первая значительная роль Остужева в Малом театре - Ромео («Ромео и Джульетта», 1901).
В этой роли проявился глубокий лиризм искусства Остужева. В период работы в Театре Корша Остужев с выдающимся успехом сыграл роль Алеши («Дети Ванюшина»), раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной купеческой семьей. Внутренне близким Ромео в исполнении Остужева был Чацкий (1902). В ранних ролях Остужева отчетливо выявились основные особенности его творчества. Уже в эти годы актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у опытных певцов, в т. ч. и у Ф.И. Шаляпина. Наиболее близким творчеству Остужева было героическое искусство M.H. Ермоловой. Идеи борьбы за справедливость и правду воодушевляли Остужева как человека и артиста. Играя Жадова (1907), Остужев выражал идеи протеста, борьбы. Незнамов (1908) в исполнении Александра Алексеевича выступал в защиту человеческих прав. В этом образе звучал протест против несправедливости обществ, устройства России. Социальную трагедию раскрывал Остужев в образе Освальда (1909). Во всех своих ролях Остужев подчеркивал героическое начало. Его герои - чистые, внутренне прекрасные люди, бросающие обвинение обществу, основанному на лжи, обмане, стяжательстве.

Понимание задач актерского искусства как высокого долга служения народу помогло Остужеву продолжать играть на сцене, несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 актер потерял слух). Труд актера превратился для него в подвижничество; Остужев выработал систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре. Октябрьская революция внесла новое содержание в понимание Остужевым героического. В 20-е гг. он принимал участие в обслуживании рабочего зрителя. Образы Остужева были пронизаны пафосом борьбы (Карл Моор и др.).

Вершинами творчества Остужева в советское время стали трагедийные образы Отелло (1935) и Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940). В основе образа Отелло, созданного Остужевым, было противоречие между благородной, чистой, полной любви и доверия к людям человеческой личностью и обществом, построенным на социальной несправедливости и национальном неравенстве. Спектакль Малого театра благодаря игре Остужева стал этапом в истории советского театра. Как борца за высокие идеалы гуманизма, за свободу человеческой мысли трактовал Остужев и Уриэля Акосту.

Героические образы актера, исполненные пафоса гражданского идеала, всегда были подлинно человечными. Все свое внимание Остужев сосредоточивал на выражении внутреннего духовного мира своих героев, их высокого интеллекта, благородства, чистоты, искренности в любви к людям. «Основной темой своих героических образов я всегда считал идею добра», - писал Остужев Поэтому ему и не удавались отрицательные роли. Идейные позиции Остужева, борца за искусство героическое и гуманное, определяют собой и художественную форму его образов. Остужеву была свойственна романтическая приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его искусстве с величайшей искренностью в передаче чувств. Высокий духовный строй героев Остужева находил выражение и в приподнятости интонационного звучания голоса, и в пластическом решении роли, отличавшемся обобщенностью, законченностью художественным лаконизмом. Все эти особенности героического искусства Остужева делают его наследником романтической школы русского актерского искусства. Государственная премия СССР (1943) за выдающиеся достижения в области актерского искусства.

Другие роли: Теодоро («Собака на сене» Лопе де Вега 1917) Бассанио («Венецианский купец», 1923), Марк Антоний («Юлий Цезарь» Шекспира, 1924), Квазимодо («Собор Парижской богоматери» по Гюго, 1926), Барон («Скупой рыцарь», 1937).

Справка ГТРФ: Представитель героико-романтической школы, трагик. Страстный пафос и темперамент сочетались в искусстве А.А.Остужева с глубокой искренностью. Актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у оперных певцов, в т.ч. у Ф.И.Шаляпина. Несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910г. актер потерял слух), он продолжал играть на сцене, выработав систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре (с 1898-1946 гг. - в Малом театре). В коллекции радиофонда сохранились уникальные записи спектаклей Государственного академического Малого театра Союза ССР с участием великого русского трагика: «Отелло» У.Шекспира (Отелло), (запись 1938г.) и «Уриэль Акоста» К.Гуцкова (Уриэль Акоста), (запись 1940г.). Радиофонд располагает записями литературных произведений в исполнении А.Остужева: страницы повести «Хаджи Мурат» Л.Толстого, стихотворения: «На смерть поэта» М.Лермонтова, «Лес» А.Кольцова, «Священная война» В.Лебедева-Кумача, (записи 1930-40-х гг.). О жизни и творчестве А.А.Остужева рассказывается в авторской радиопередаче Н.Крымовой «Артисты на все времена»: о его учителях - А.И.Южине и А.П.Ленском; об исполнении А.А.Остужевым роли Отелло; о работе актера на радио. В исполнении А.Остужева звучат монологи: Г.Незнамова («Без вины виноватые» А.Островского), Барона («Скупой рыцарь» А.С.Пушкина), Отелло («Отелло» У.Шекспира), (записи 1940-50-х гг). В коллекции радиофонда есть запись рассказа И.Андроникова «Ошибка Сальвини»: об актерской судьбе А.А.Остужева; о создании им образа Отелло в одноименном спектакле Малого театра; о встречах с ним.

Фонд А.А.Остужева в РГАЛИ

Лит.: Старейшие мастера Малого театра. Автобиографии..., М.. 1949;
Александр Алексеевич Остужев, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, M., 1956, с. 496-588;
«Уриэль Акоста», трагедия К. Гуцкова. Спектакль Гос. ордена Ленина Акад. Малого театра, М., 1940;
Ходорковская Л., Клинчин А., Остужев - актер Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник. 1958, М., 1958;
Филиппов В. А., А.А. Остужев, М.-Л., 1945.

РОЛИ А.А.ОСТУЖЕВА, ИГРАННЫЕ ИМ В МАЛОМ И НОВОМ ТЕАТРАХ

ПУБЛИКАЦИИ:

ИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ А. А. ОСТУЖЕВА

А.А.ОСТУЖЕВ, Статья проф. С. Н. Дурылина, написанная в 1940 г. Напечатана в «Ежегоднике Малого театра. 1953-54».

Т.Л. Щепкина-Куперник «Из воспоминаний об актерах Малого театра» Александр Иванович Южин. Александр Алексеевич Остужев

Е.Н.Гоголева «На сцене и в жизни». Александр Остужев

Е.Д. Турчанинова АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ ОСТУЖЕВ

М.М. Садовский «Записки актера». Александр Остужев

ОСТУЖЕВ В «ОТЕЛЛО». Лев Снежицкий

ОСТУЖЕВ. Воспоминания Н.А. Луначарской-Розенель

А.А.ОСТУЖЕВ В РОЛИ ОТЕЛЛО Из статьи М.М.Морозова «Шекспир на советской сцене». М.М.Морозов. Избранные статьи и переводы. М., ГИХЛ, 1954

ОСТУЖЕВ - РАДЛОВ Из книги А.Березкина «Шекспировские постановки на сцене русского театра… Акимов, Радлов».

А.А.Остужев в роли Самозванца. Отрывок из книги Ю.А.Айхенвальда «Остужев»

ЗАПИСИ:
А.А.Остужев - Отелло в одноименной трагедии У.Шекспира. Запись 1938 года.
Александр Остужев читает монолог Барона из трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»
Сцена смерти Отелло. А.Остужев и Б.Бриллиантов (1,4 Мб)
А.А.Остужев читает монолог Уриэля Акосты из одноименной трагедии К.Гуцкова (0,9 Мб)
А.А.Остужев читает стихотворение М.Лермонтова «Смерть поэта»
А.А.Остужев читает повесть Л.Толстого «Хаджи-Мурат»
А.А.Остужев читает монолог Незнамова из комедии А.Н.Островского «Без вины виноватые»


Театр

Previous post Next post
Up