В свете того, что кулиса в "Голубой Мечте", представляет собой "палку
воткнутую в лунку", я озадачился поиском чтива, на предмет переборки
оной. Не то
чтобы я предполагал столкнуться с чем-то неизведанным, а скорее
увериться в том, что не встречу подводных камней и буду неприятно
чем-то удивлен.
Нашел два мануала коллег, но достаточно короткие и не открывающие вид
на грустную картину. Поэтому, выкладываю на Ваш суд собственный обзор
ремонта, с надеждой, что он окажет помощь нуждающимся.
Итак, сначала начну:
Кулиса и её внутренний механизм расположен под креплением запасного
колеса. Наверняка, мне не надо вам говорить, что запаска находится
под передним бампером, как и то, что при последующем откручивании
болта на 19 и отводе защелки, оно вероломно падает Вам на голову,
предварительно хлопнув кожухом по лбу. Но, кто предупрежден - тот
вооружен. Зная этот факт, подобная оказия с нами произойти не может,
и значит, нашему взгляду откроется механизм кулисы, закрытый хилого
вида, формованной пластиной. Пластина крепится четырьмя болтами на
10, четыре из которых скорее всего сломаются. Так мне казалось, но
все открутилось. Предваряя сказанное далее, скажу, что у меня не
сломалось ничего, что и Вам желаю.
Сам же механизм переключения выглядит как "нечто испорченное". Или
как кастрюля, с пригоревшими кусками каши. Одним словом, первое
впечатление, что "что-то не так". Но, возможно это вас удивит, там
все на месте и лишнего ничего нет. Это такая аскетичная фашистская
задумка: кажущиеся сгнившими железки внутри по краям, являются
ограничителями хода нижней части "палки" выбора передач. Рваные края
их - форма обвода, для интуитивности при движения палки из кабины, чтобы была
выбрана нужная передача. То, что все говном поросло - корд щетка в
помощь.
Далее, в кабине следует снять гофрированный чехол (и
технологический пыльник под ним, если цел), и с палки,
рукотворный прозрачный набалдашник кулисы с розочкой внутри ( ну или
что у вас там...). Только потом, можно откручивать (или
сломать) четыре болта-десятки, что притаились по периметру прямоугольного корпуса
механизма переключения передач. Сразу после этого, палка и "хитрый
механизм", окажется у вас в руках, если предварительно отвлекшись от
моего текста, вы открутили продольную тягу, которая уходит в сторону
бака и КПП.
Вот и открылась та лабуда, ради которой мы все это прошли. Палка
кулисы входит в пластиковый шарнир, который скорее
всего, уже представляет собой раздолбанную погремушку, образца давности времен
расцвета "Битлз" и "Роллинг Стоунс". Открутив два болта (опять на
10), вы получите гаджет в руки без квадратного ржавого куска с
"пригоревшей кашей".
И не надо его остервенело трясти и колотить "погремушкой" о землю,
как слепец тростью, обворованный гопниками. Не поможет. Поскольку,
изношенная кулиса, с пластиковым шарниром, к этому времени развалится
в ваших руках, а если и нет, то разобрать ее не составит труда.
Самое важное дальше: берем предварительно заказанные
"детальки-сухарики" и начинаем кропотливую сборку.
В большинстве случаев, выходят из строя вот эти детали. Слева направо, даю номера: 2 шт -109708756; 109710756;111090756. Детали "упаковщика" Hanse Pries, то бишь, по видимому Китай, но при аккуратной сборке прослужат нормально, поэтому не будем привередничать. Стоит это удовольствие 325 рублей.
В сборе, выглядит вот так.
Далее обратимся к схеме, чтобы ничего не забыть:
При сборке, дрожащими руками, в демпферное уплотнение №37, надо не забыть про пружинку между полусферами (№22 на схеме), если ещё не потеряли. В моем случае, её чудесным образом не было, пришлось искать в металлоломе что-то похожее.
Не забываем все жирно смазывать смазкой, как если бы хотели украсить пирожное кремом. Наличие смазки - залог долгой и исправной работы механизма, поскольку трение сводится к минимуму.
Собрать будет не просто. В моем случае, с неродной пружиной, пришлось попотеть.
Итог, должен выглядеть так:
Ниже, мои старые сухарики. Пластик изношен донельзя, мной и предыдущими "переключателями передач" в бусе.
После, на демпфер, одеваем остальные шелобушки: крышку, вторую пружину и фиксатор.
Затем, упаковываем полученное в металлический фланец (на схеме №3А) и прикручиваем к коробу направления передач, где потом, после установки на бус, будет находится продольная тяга, что идет к КПП. Ясен пень, что все поломанные болты надо удалить и заменить нормальными. Мы же не хотим опять сюда лезть, в ближайшее время.
Втулки из пластика, через которые фиксируется хитрым болтом тяга, позаимствованы мной от механизма кулисы ВАЗ 2108. Продаются в любом гастрономе и встают как родные, поэтому на сей момент я не заостряю ваше драгоценное внимание.
После установки на бус, в 70% потребуется регулировка кулисы, в районе механизма на КПП. Для чего нам потребуется внятно-русскоговорящий волонтер, который будет последовательно переключать передачи в кабине, а нам же предстоит борьба с хомутом-зажимом за топливным баком. Это уже интуитивная работа, где мои подсказки не потребуются. Сами справитесь.
Надеюсь, сей мануал вам помог и вы не сделали из автобуса недвижимость.