25 июня в онлайн-кинотеатре KION ожидается эксклюзивная премьера скринлайф-триллера «Я иду играть» режиссера Анны Зайцевой. Какой прекрасный повод вспомнить, зачем просыпаться в 4:20, какого цвета киты и немножко понудить на тему отцов и детей.
Тема с игрой «Синий кит», всколыхнувшая общественность в незапамятном уже 2016 году, давным-давно ушла из актуальной повестки и превратилась в городскую легенду-страшилку типа Пиковой Дамы или гроба на колесиках. Да и пока гремела, вызывала множество вопросов. То ли было, то ли нет, то ли правда детишки пачками отправлялись на тот свет, то ли просто так неудачно шутили. То ли закончились «киты» естественным образом, когда о них стали трубить на каждом углу, то ли как раз сработал эффект Вертера - чем больше говорят, тем больше желающих сыграть в ящик. Кому-то впаяли срок, кого-то не нашли… Конкретики мало, но, как водится, все очень интересно.
Точнее, было интересно, ведь ни одна, даже самая острая тема, сегодня не живет долго. Но иногда можно расковырять старые шрамы, а заодно напомнить: если родители не играют со своими детьми, с ними поиграет кто-то другой. В принципе, не имею ничего против ни первого, ни второго, так что посмотреть «Я иду играть» была просто обязана. Тем более фильм умудрился собрать солидный урожай наград и, говорят, в 2021 году, после показа на кинофестивале Fantasia в Монреале, поразил в самые сердечки суровых зарубежных критиков. Звучит, как предложение посоревноваться в суровости, вот именно. Но шутки в сторону! Оказалось, что от «Я иду играть» просто невозможно оторваться.
Этому способствовал не столько жанр триллер, сколько формат скринлайф. Основные события происходят на экране компьютера или телефона - моргнул не вовремя, пропустил кусок переписки героев - и вот уже картинка неполная. Отвлекся чайку хлебнуть - вовсе все на свете пропустил. Считайте это предупреждением. А теперь - закидываем в море невод (вместе с разбитым корытом и всеми склочными старухами) и кликаем не золотую рыбку, а «Синего кита».
Никогда не разговаривайте с неизвестными
У 16-летней девочки по имени Дана (Анна Потебня) все плохо. Помимо стандартных подростковых неприятностей имеется младшая сестра Юля (Диана Шульмина), которая самозабвенно пакостит и постоянно ябедничает маме (Екатерина Стулова). Та, не разбираясь, орет на Дану, ибо маленьких обижать нельзя. «Маленькая» ненамного младше старшей сестры и заноза еще та? Сие традиционно никого не колышет. Младшенькая - принцесса, а старшая - божье наказание, ставьте лайк, как говорится, если откликается.
Но совсем уж невыносимой жизнь Даны становится, когда Юля, предварительно записав прощальное видео, шагает под поезд. Мать в шоке и, естественно, в ее мире опять во всем виновата старшая дочь, хотя объективные причины вешать на нее всех собак отсутствуют. Но она ж мать, ей виднее. Дана тем временем без дела не сидит. Она взламывает соцсети сестрички и узнает про некую игру, в финале которой участник должен добровольно покинуть этот мир.
Что бы сделал адекватный человек? Правильно, отнес бы все найденное в полицию. Впрочем, Дана время от времени тоже делится находками со следователем (ставим плюсик за попытку адекватности), но тот, похоже, очень занят и отвечает неохотно. В итоге девочка решает раскопать все сама и идет в игру. В ней, кроме загадочных «админов» под предводительством Ады Морт и кучки невнятных соратников по грядущему суициду, она встречает очень хорошего мальчика Лешу Веселкина (Тимофей Елецкий), которому быстро вываливает все свои цели и задачи, а также овердофига личной информации. Ну, это как если бы Штирлиц набил портрет товарища Сталина на лбу, разгуливал по Берлину с флагом СССР и горланил «Вставай, страна огромная…». Видимо, запасы адекватности у героини при виде симпатичного парнишки окончательно иссякли, но сделаем скидочку - все-таки 16 лет, кто из нас не делал глупости?
Что будет дальше - смотрите сами. Но стоит сказать, что примерно представить некоторые повороты сюжета можно, изучив информацию о «Синем ките» хотя бы в «Википедии». Если к «Вике» добавите еще пару-тройку статей из изданий разной степени авторитетности, сможете сами написать сценарий не хуже. Да, с этой точки зрения в «Я иду искать» все достаточно просто. Вычислить «Аду» внимательные зрители смогут примерно на середине, но, справедливости ради, назвать это совсем уж критическим минусом нельзя. Пусть вы поняли, кто всех убил, но будет забавно поугадывать, когда и на чем «Ада» окончательно спалится, точнее, когда Дана наконец сложит два и два, чтобы получилось четыре.
Это наш сумбурный скринлайф
Если вы сейчас попытались это пропеть, вам, скорее всего, больше 30 лет. Пусть простит нас автор и исполнитель за столь вольное обращение с его хитом.
Итак, скринлайф. Как уже говорилось, большинство событий - это переписки в чатах, видеозвонки, страницы соцсетей с фоточками, видео и комментариями. Героиня постоянно либо звонит по видеосвязи подружке/Леше/маме, либо ведет стримы. Это вполне оправданно, ведь ей очень нужны доказательства и свидетели. При этом ее способности всегда выбирать самый удачный ракурс и в целом качеству съемки на мобильник можно от души позавидовать - даже удирая по парку от полицейских, которые приняли ее с «закладкой», Дана фиксирует реальность максимально четко. Минус правдоподобию, плюс красивой картинке.
А еще во «вселенной» этого фильма камеры, видимо, встроены, как в старой шутке, «даже в кошку». Ничем иным редкие, но тоже весьма впечатляющие общие планы не объяснить. Мало поддается объяснению и тот факт, что в этой «вселенной», двери, судя по всему, запирают только от главной героини - злодеи ходят, где хотят и когда хотят Ну и без мелких ляпов, конечно, не обошлось. Сорвать маску с упавшей «Ады», чтобы ее физиономию увидели все зрители стрима? Нет, так не интересно, нам еще по рельсам побегать надо. Слить инфу в СМИ, чтобы полиция точно зашевелилась? Нет, мы сами-сами, этими вот ручками. Ладно, опять сделаем скидку на возраст героини. Однако тонна вопросов есть еще и к ее матери. Самый безобидный: вы подозреваете, что ребенок подсел на вещества, почему не заставить его сдать анализы, прежде чем устраивать локальный армагеддец? Нет ответа. Такой вот сумбурный скринлайф.
Кто учит плохому?
При всей этой мишуре и нестыковках, есть в фильме и очень важный посыл: если вы не говорите со своими детьми, с ними поговорит какой-нибудь мутный дядечка в сети. Если вы не занимаетесь воспитанием своего ребенка, эту почетную миссию с удовольствием возьмут на себя телевизор/интернет/улица и т. д. Если вы не знаете, чем живут ваши дети, не узнаете и от чего они могут умереть.
Ну и старое доброе: самые строгие родители воспитывают самых искусных лжецов. И лгут они, как правило, не ради выгоды, а ради «выживания». Если ребенок, получив серьезную травму, не идет домой, а прикладывает подорожник и перевязывает рану грязной тряпкой, он, вполне вероятно, не малолетний дебил, который не знает про столбняк и заражение крови. Все он знает. Просто реакция родителей в его представлении гораздо страшнее. И если девочка шагает под поезд, потому как боится разочаровать маму тем, что (ужас-ужас!) спит с мальчиками, вопросы, в первую очередь, к маме. В общем, если и есть в «Я иду играть» что-то по-настоящему значимое, так это - «дружите со своими детьми». Жаль, что многие вместо этого увидят «отберите у детей интернет, там учат плохому». Везде учат и всех учат, но только не все становятся первыми учениками.