Генеральный прогон макротрагикомедии «Космос» по одноименной пьесе современного драматурга Алексея Житковского прошел 14 сентября на Камерной сцене Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького. Постановщиком выступил главный режиссер театра засл.арт. Кубани Арсений Фогелев.
«Космос» - это история в серых тонах об иллюзиях, мечтах и голосах в голове Татьяны (засл. арт. Кубани Анна Еркова) простой учительницы английского языка, вдовы чуть за сорок из маленького города Бугульмы. Городок для главной героини давно превратился в «кладбище одноклассников», жизнь безрадостна, ученики раздражают, единственный сын ежедневно разочаровывает, так как даже шляется допоздна неправильно, не так, как надо.
Беспросветность существования Татьяны подчеркивает и сценография (художник Константин Соловьев): серый «ковер», серая кровать, окруженная кладбищенской оградкой, серые стены школы, даже утрированно бесцветная одежда героини - все как будто выцвело 25 лет назад, время остановилось. Нет больше никакого Future, в этом Present как будто сплошное застывшее Past. Чтобы усилить это впечатление, режиссер подсадил в класс к Татьяне парочку бородатых школьников, пишущих гусиными перьями, вместо авторучек. Возможно, так он представляет себе второгодников 80 lvl. Стоит отметить, что это немного сбивает и обманывает зрителя, уж очень колоритные ребята, от таких, даже зная пьесу, ждешь чего-то особенного. Однако им отвели исключительно роль ретро-мебели. Но Кирилл Симоненко и Егор Любарец узнаваемы и интересны даже под тонной грима. Бородатые мальчики Женебек и Петин запоминаются и часто перетягивают внимание на себя.
Персонажи второго плана в «Космосе» - вообще отдельная и очень интересная вселенная. Они, по всем канонам, должны были стать лишь спутниками на орбите звезды первой величины, то есть Татьяны, но вышло иначе. И очаровательный непутевый сынок с его чубчиком под Элвиса, поварешкой и гитарой (Иван Романюк), и потрясающе драйвовая подружка главной героини Гуля в ярких кроссовках и блестящем платье (неожиданно было видеть в таком образе утонченную и аристократичную засл.арт. Кубани Марию Грачеву), и даже все «придуманные» мужчины - на этих «планетах» жизнь, кажется, гораздо интереснее, чем у Татьяны.
На планете Татьяны Викторовны же, как говорится, все сложно - атмосферы нет, воды нет, растительности нет, населена роботами… То есть не роботами, а фантомами и иллюзиями, граничащими с галлюцинациями.
Все у нее не так и все не то, одна лишь отрада в жизни - затертая видеокассета с фильмом «9 ½ недель» и мечты о Джонни, то есть Микки Рурке (Роман Бурдеев), с которым можно говорить по-английски. Даже странно, что драматург и режиссер удержались и не процитировали напрямую песню «Взгляд с экрана» группы «Наутилус Помпилиус» про Алена Делона, который не пьет одеколон, но в целом аллюзия считывается отлично. Так же очевидна и параллель с мультфильмом «Головоломка», если конкретнее, с эпизодом в котором мать главной героини в минуты крайнего недовольства окружающей действительностью воображает «бразильского пилота», который прилетит, как тот волшебник в голубом вертолете, и заберет в прекрасную новую жизнь… Но в мультике пилот - фантазия безобидная и действует только по желанию хозяйки. В «Космосе» же призрачные гости Татьяны Викторовны - существа своенравные, то борща потребуют, то гадостей наговорят, а то и вовсе бойкот устроят. Именно «гости», а не «гость» потому, что Джонни - не единственный. Навещает Татьяну и давно погибший муж Ильдар (засл. арт. Кубани Михаил Дубовский), а потом в компанию фантомов врывается гость из космоса - бывший одноклассник Сергей Лысов (Виталий Пичик). Единственный выживший мальчик из их класса - не спился, не сторчался, не поймал шальную пулю в лихих 90-х, стал космонавтом… И вот теперь собирается посетить родной городок и школу, где Татьяна теперь и вбивает ежедневно в пустые головы учеников, что Лондон - это capital of Great Britain.
Естественно, школа встает с ног на голову, все готовятся к встрече со звездой галактического масштаба, а Татьяна вдруг очень кстати вспоминает, что Лысов в 10 классе был в нее страшно влюблен, даже нацарапал на парте сердечко и подарил импортный карандаш. И замученную жизнью училку накрывает новой волной иллюзий и мечтаний о прекрасном будущем. Мечтать не вредно? Как бы не так. Татьяна давно перестала сдерживать свою буйную фантазию, иллюзии начинают вертеть ею, как флюгером, реальная жизнь катится под откос, а близкие люди и коллеги, и так еле выносящие столь сложную личность в спешке удирают подальше.
Кстати, несмотря на то, что Татьяна - ужасная зануда, засл. арт. Кубани Анна Еркова вносит в образ столько самоиронии, что за страданиями и истериками героини наблюдать действительно интересно. И поистине страшно представить, что получилось бы, если бы попытались всерьез «дать драму». К счастью, все тут совсем не всерьез. Даже на кладбище и поминках есть, над чем посмеяться, как бы жутко это ни звучало. Все немножко нереальное, иллюзорное. Хотя от финального монолога десятиклассницы Нины (Анастасия Поддубная) мороз по коже - девочка, помимо прочего, мечтает стать учительницей английского, а это значит, что в одной маленькой школе в Бугульме, кажется, «Татьяны» не переведутся. И от этого страшно.
Такой финал оставляет неприятный царапающий осадочек: сколько же всего вокруг таких «Татьян» с голосами в голове? Судя по расплодившимся в последнее время инфоцыганам, тарологам, астрологам и прочим продавцам иллюзий - катастрофически много. «Мечты сбываются, визуализируйте, будьте в ресурсе, в потоке, в моменте» - что там еще льют в уши доверчивым дамочкам, желающим простого человеческого непонятно чего? И пожалеть бы таких «Татьян», да почему-то не хочется. В конце концов, сидеть на фоне серого ковра, уставившись в экран и мечтать о прекрасном принце - это тоже выбор, и они его сделали. Впрочем, как знать, а вдруг к кому-то и прилетит вдруг волшебник? И в кармане его скафандра будет половинка того самого карандаша… И будут они жить долго и счастливо (но это не точно).