Трое на острове: читка пьесы "Ледоход" в Одном театре

Aug 01, 2022 17:44

На излете привычно жаркого для Краснодара июля в «Одном театре» случился «Ледоход» - в рамках проекта «В центре прочтения» на малой сцене театра прошла читка и заодно премьера пьесы Дмитрия Тарасова.




На час краснодарцам предложили представить, что за окном не миллионник с раскаленным асфальтом и +37 в тени, а затянувшаяся зима в маленьком промышленном городке на севере. Там есть завод, там есть местное телевидение, цветочный магазин, какие-никакие кафешки-магазинчики и река. Может быть, есть и еще что-то, но для истории это не принципиально. Ах да, забыли самое главное. Там есть остров. Пока на реке стоит лед, он - почти часть города, но во время ледохода все меняется. Остров превращается то ли в ловушку, то ли в бастион. Надежный приют для заводчан и беглецов с юга, которые привезли с собой не только неистребимый акцент, но и секреты, которыми даже с близкими друзьями вот так запросто не поделишься.

Иронично, что читка пьесы проходила в малом зале, где на стенах остались мозаики со спектакля «Понаехи», который тоже в какой-то степени о беглецах. Только те с севера. На юг бегут, в основном, за теплом и перспективами, а что забыли южане в ледяной глуши? Зачем они уезжают от лилий в саду и жарких летних сумерек? «Ледоход» как раз об этом. Не только, конечно, но и об этом тоже.

Главный герой, заводчанин Арик (читал Александр Чеботарев), - унылый домосед. По вечерам он торчит в своей квартирке в компании телевизора и ноутбука.  Разнообразие и сумбур в его жизнь вносит, точнее, пытается внести вместе с пивом, роллами и цветами в горшках, его друг-флорист Сыч (читает Карим Армадов). Кстати, это имя больше подошло бы самому главному герою, но, видимо, ушлый цветочник и тут успел раньше. Он всегда и везде успевает раньше, он живет на другой скорости, всегда быстрее, энергичнее и тут бы добавить успешнее, но особых успехов у Сыча как раз нет. Арик и тот больше зарабатывает. Правда, не все доходы - это зарплата на заводе, но о некоторых вещах до поры лучше не знать. Не слишком успешен и третий персонаж, точнее, третья. Юлия Лилина (читает Дарья Женихова) работает на местном ТВ и ведет прогноз погоды. По меркам города - звезда. По сути - неудачливая журналистка, которая «работала на Москву», но что-то не пошло. И в родном южном городке тоже, видимо, не пошло. Может, на севере сложится? Тем более очередной «телевизионный дедок» приказал долго жить, а значит, можно попытаться вырваться из царства циклонов-антициклонов в прекрасный мир настоящей журналистики. В идеале - социальной.

Вот именно ради Лилиной нелюдимый Арик каждый вечер в 19:00 включает местный канал. Такие дела, брат. Любовь. Но исключительно на расстоянии, через экран и - упаси боже! - без попыток что-то изменить. Драма превращается в фарс, когда о чувствах Арика узнает Сыч. Он встречает Юлию в цветочном магазине и, вместе с букетом лилий, впаривает ей Идею: снять сюжет о жизни простого работяги с острова. Конечно, он имеет в виду Арика. Идея проста, но, если разобраться, проста далеко не как все гениальное. Однако Лилина уже попала под обаяние Сыча, как под товарняк, утратила способность критически мыслить и поверила, что сюжет сложится, снимется, смонтируется и все увидят, что она не просто красивое приложение к прогнозу погоды, но и профессионал.

И вот все трое на острове, внезапно начинается давно ожидаемый ледоход, деваться некуда, сейчас будет творчество и чуть-чуть про любовь. И получилась бы прекрасная отсылка к «Мечтателям» Бертолуччи, но стараниями клуба неудачников, прямых наследников «Обломова» Гончарова, выйдет дивная пародия.
Арику совсем не нужна живая Лилина… Фанатам триллеров расслабиться! Мертвая не нужна тоже. Ему бы вздыхать по светлому образу феи погоды, а не наблюдать в собственной квартире слишком шумную и не очень умную девушку, которая ест пиццу, пьет пиво и спорит с Сычом о сложностях семейной жизни Аида и Персефоны. И ладно бы тех Аида и Персефоны, что в мифах, так нет, речь о героях очередного глупого сериала. Такого возвышенная душа Арика вынести решительно не в состоянии. Итог заточения на острове предсказуем: ни любви, ни дружбы, одна пошлость и разочарование. Забирай, Сыч, свои горшки, и больше не приходи (спойлер: я, может, потом сам приду и помиримся).

Вот такая бы получилась сказочка о потерянном времени и заседании клуба мечтателей в стиле «Обломова», которые сами себе и друг другу все испортили. Было бы было еще, что портить. Но есть и еще кое-что. Если Лилина уехала на север, чтобы быть звездой в маленьком городе, а не пылинкой в столице, то Арик сбежал совсем по иной причине. Он надеялся, что его эксгибиционизм и постоянные морозы несовместимы, а значит, желание пробежаться по парку в плащике на голое тело отморозится как-нибудь само собой. Но на севере он открыл для себя дивный мир сайтов для взрослых, где можно получить неплохие деньги за то, за что от патруля в парке получил бы административку. А от особо нервных местных - крапивой по нежным местам. Так и тянет перефразировать известную цитату почтальона Печкина: «Я раньше почему такой общественно вредный был? Потому что у меня аккаунта на онлифанс не было!».

Таким образом главный неудачник оказывается единственным, у кого, в целом все неплохо. И, если снова потревожить сон классика и вспомнить «Обломова», не так уж плохо иногда получается жить на диване. Да, порой тоскливо и тянет сравнить себя с Каем, у которого ледышка в сердце, но менять что-то - да зачем? А флористы и феи погоды пусть себе бегают, ищут, пробиваются…

Если говорить о пьесе «Ледоход» в целом, то это отличная находка для театра. Можно поставить как серьезную вещь о несбывшихся надеждах и потерянных людях и как чистую комедию. Можно и саспенса плеснуть. Да с «Ледоходом» почти все можно. Надеюсь, в «Одном театре» найдется режиссер, который за это возьмется.

один театр, рецензия, театр, обзор, критика

Previous post Next post
Up