... или новеллизация ужасов. Под катом большая рецензия на дилогию М.Кабира "Пиковая дама", новеллизацию одноименных фильмов.
Копирую сюда, чтобы не потерялась.
Новеллизация. Чёрный обряд в Зазеркалье
Российские фильмы в жанре хоррор редко получаются удачными на все сто. Тут актёры недожали, там перегнули, здесь графика хромает, а вон там в сюжете здоровенная дыра, в которую с предсмертным криком провалилась логика, - ругать отечественные ужасы легко и приятно, хоть поверьте, хоть проверьте. И если актёрскую игру и визуальные огрехи после выхода фильма уже не исправишь, то разобраться с сюжетом, восстановить логическую последовательность событий и понять мотивацию персонажей всё-таки можно. Новеллизация вам в помощь.
Если вам кажется, что нет ничего проще, чем написать книгу по фильму, вы сильно заблуждаетесь. В новеллизации недостаточно просто механически фиксировать происходящее на экране, ибо это а) будет скучно читать и б) если сюжетные дыры видны даже на экране, в тексте они проступят ещё более явно, ведь их уже не прикроет ни картинка, ни скримеры, ни смазливая героиня с роскошным бюстом. Перед автором стоит задача не перевести кадры в слова, а написать историю, додумав за сценаристов и режиссёров, дочувствовав за героев и даже доиграв за актёров. Просто? Как бы не так.
Примером хорошей новеллизации, дополняющей фильм-первоисточник, может служить дилогия Максима Кабира о Пиковой Даме. Книга вышла в апреле 2020 года, спустя пять лет после выхода первого фильма «Пиковая Дама: Чёрный обряд» (реж. Святослав Подгаевский) и через два года после «Пиковой Дамы: Зазеркалье» (реж. Александр Домогаров-мл.). Оба фильма были достаточно тепло встречены зрителями и критиками, но это не отменяет того факта, что задавать вопросы сценаристам иной раз не просто хотелось, а было жизненно необходимо. Книга Максима Кабира на эти вопросы отвечает вполне внятно, и с задачей объяснить читателю причины, следствия и природу взаимоотношений между героями справляется прекрасно, однако это ещё не всё. Дилогия хорошо написана, выверена и, если первую часть ещё можно воспринимать исключительно как плоть от плоти фильма, то вторая становится почти самостоятельным произведением, настолько она сложнее и - да простят меня поклонники картины Домогарова-младшего! - интереснее первоисточника.
Первое, что выгодно отличает Даму книжную от Дамы киношной - герои. Да, это всё те же мальчики, девочки и взрослые, внезапно осознавшие, что привычный мир может треснуть пополам и поперёк, и в этот раскол хлынет абсолютная жуть, небывалая, абсурдная, которой нет места в мире людей и вещей, - те же да не те. Создатели фильма не позаботились о том, чтобы сделать героев живыми, дать им не только обстоятельства и зачатки характеров, но и мало-мальский бэкграунд, личные истории и обозначить мотивации их поступков. Потому-то умирающим героям фильмов о Пиковой Даме не сопереживаешь. Они, извините за грубость, просто мясо.
В книгах ситуация иная. Максим Кабир помогает понять, что на самом деле представляют собой персонажи. Причём далеко не на каждого он заводит «личное дело», иногда, как, например, в случае с Матвеем, первым погибшим в «Чёрном обряде», достаточно нескольких штрихов, коротких, словно подсмотренных эпизодов. Красивый и, в целом, неплохой парень, не суеверный, играет в «Доту», живёт с матерью, которая тихо выпивает по вечерам и смотрит телевикторины - мелочи, но именно такие мелкие детали и делают героев живыми. И, конечно, спасибо автору за биографию самой Пиковой Дамы, в фильме она подана довольно скомкано.
Оживляет автор и мир вокруг своих персонажей: квартира Ани из «Чёрного обряда», набитая антиквариатом, тенями и отзвуками чужих историй, чемодан Смирнова Hunter1971, обклеенный вкладышами из жвачек с лицами забытых сериальных актёров (выросшие в 90-е примерно представляют, что это за актёры) - все трещины, сколы, облетевшая позолота, рассыпающееся дерево, весь мусор и глупые сувениры из прошлого работают на достоверность. Эта работа с «памятью вещей» или, если угодно, «памятью о вещах» - очень сильный инструмент писателей, постановщиков и даже фотографов. Покажи что-то малознакомое, из другой жизни - читатель сможет это, в лучшем случае, приблизительно представить, но скорее всего не придаст этой детали никакого значения. Расскажи, что на чемодане были наклейки, а клетки для птиц сделаны из тонких реек, да ещё и загажены так, что не отмоешь, - читатель не просто представит, он вспомнит. А значит, поверит. Максим Кабир ловко обращается с «памятью вещей» в первой книге, где история творится в городских квартирах и на запущенных дачах. Именно поэтому «Чёрный обряд», достаточно простой по формуле, точно попадает в болевые точки читателя, вызывает если не страх (ну как можно всерьёз бояться, если видел фильм и знаешь, чем всё закончится?), то, как минимум, беспокойство и желание убедиться, что дверь заперта, а в зеркалах не завелись чужие отражения.
Со второй книгой, с «Зазеркальем», всё гораздо сложнее. Желание сценаристов и режиссёра сделать «не хуже, чем у них» и снять очередной «наш ответ западному кинематографу» - это всегда прогулки по тонкому льду. Во-первых, потому, что западный кинематограф никому вопросов не задавал и никаких ответов ему не нужно. А во-вторых, строя готические особняки в России да ещё и посреди леса, стоит быть готовыми к тому, что история изначально будет выглядеть сказкой, а кого может напугать очевидный вымысел? Был бы это заброшенный советский пионерлагерь или санаторий для первых лиц государства - другое дело, от них и отреставрированных жуть берёт. Но сделано то, что сделано, и писателю Максиму Кабиру пришлось творить в предлагаемых обстоятельствах. Возможно, именно поэтому он изначально выбирает совсем иную, отличную от первой книги, интонацию и не пытается убедить читателя в достоверности созданного мира. Он с самого начала упоминает о готических романах и даже о Хогвардсе, делает главную героиню Олю книжной девочкой, восприимчивой и с живой фантазией, и, что очень нетипично для подросткового по сути ужастика, органично вписывает в повествование шумерскую мифологию. Он сознательно уводит читателя от реальности, чтобы потом, когда все тайны старого подвала выйдут на поверхность, а история дворянки Анны Верберовой явится во всём своём ужасающем неправдоподобии, читатель принял правила игры. Быть может, никто не поверит в фэнтези-хоррор, но почти каждый будет пугаться кровожадной и местами тошнотворной небывальщины.
Можно, конечно, задуматься, где дворянка XIX века, из которой после смерти получилась Пиковая Дама, и где кровожадные боги шумеров, а главное - как их вообще друг к другу занесло, но зачем? Удачно же занесло! Некоторая условность и с детства каждому знакомое заклинание «а давай, как будто…» допустимы, в конце концов, принимаем же мы как данность то, что где-то посреди леса есть особняк в полуаварийном состоянии, а в нём располагается очень дорогая и престижная частная школа. А в школе есть подвал со всякой мистической дрянью, который никто из взрослых не удосужился проверить, прежде, чем впускать на территорию школы детишек-мажорчиков.
Вселенная Пиковой Дамы, достаточно смутная и размытая в фильмах, на страницах книг приобретает глубину, и, что важно, она не крутится вокруг героев. Этот мир был до них, есть при них, и будет после них - закончатся эти людишки, и ничего, в общем-то, глобально не изменится, всё так же будут старинные зеркала с трещинами и обветшалые усадьбы с мрачными историями.
Вот так и работает хорошая новеллизация - латает прорехи, подчищает хвосты, даёт победные залпы из всех развешанных по стенам и забытых ружей, добавляет в глянцевую картинку новые краски и, наконец, объясняет читателю, что, возможно (но совсем не обязательно!), имели в виду сценаристы и режиссёры. И вот за последнее - отдельное спасибо.
Текст был опубликован на портале Horror Zone
https://horrorzone.ru/page/novellizacija-chjornyj-obrjad-v-zazerkale