16 января 2020 заслуженный артист России Равиль Гилязетдинов представил на сцене «Одного театра» свой новый моноспектакль «Мужики» по рассказу «Плотничья артель» А.Ф. Писемского.
Произведение не из широко известных, написано почти двести лет назад и, к тому же, вряд ли способно привлечь зрителя именем автора (как часто вы, например, перечитываете Писемского?), однако жанр «авторское расследование» и репутация Равиля Гилязетдинова, признанного мастера моноспектаклей в Краснодаре, сделали своё дело - на премьерных показах зал был полон. Зрители предвкушали детектив, возможно, даже триллер, но оказалось, что в словосочетании «авторское расследование» главным словом является прилагательное.
На протяжении двух часов Равиль Гилязетдинов будет со скрупулёзностью истинного следователя изучать, сопоставлять, практически раскладывать на атомы не только каждого в отдельности персонажа, но и само произведение (а вместе с ним, отчасти, и самого автора).
Казалось бы, история достаточно проста и ничего не стоит выжать из неё «провинциальный детективъ», кассовый и при этом достаточно попсовый: есть артель, есть начальник плотник Пузич, «совершенная дрянь», который однажды получает по заслугам. Подозреваются, как водится, все, ведь мотив и возможность были у каждого - благодатная почва для развлекательного и немножко остросюжетного зрелища. Но вместо этого Равиль Гилязетдинов отправляет зрителей в фольклорно-этнографическую экспедицию с элементами психоанализа и интерактивом.
Зрителю предстоит побывать на деревенской свадьбе, познакомиться со знахаркой, стать свидетелем пугающих обрядов и, наконец, познакомиться с таким количеством народа, что остаётся только удивляться, как всех этих столь непохожих друг на друга людей смог с такой достоверностью сыграть один человек. Впрочем, стоит ли удивляться? В репертуаре «Одного театра», помимо «Мужиков», сегодня присутствуют три моноспектакля Гилязетдинова - «Портрет», «1900-й», «Маленькие комедии московского Гамлета», - каждая из которых даёт возможность в полной мере оценить мастерство его моментального перевоплощения. Но, пожалуй, на данный момент спектакль «Мужики» по сложности превзошёл их все. Наблюдать за авторским расследованием интересно, в первую очередь, не из-за сюжета, детектива, повторюсь, ждать не стоит, и не из-за интерактивных вставок, а из-за этих точных, математически выверенных метаморфоз, для которых не требуется почти никаких дополнительных средств.
Будет ли вообще расследование? Да, пожалуй, будет. Но убийцу вы вычислите гораздо раньше, чем всё закончится, так что лучше вернитесь к слову «авторское», это гораздо интереснее. Равилю Гилязетдинову удалось не только очень точно уловить и передать основную особенность текстов Писемского - умение документально точно отразить крестьянский быт, народные обычаи и верования, - но и выступить его полноправным соавтором, и спектакль «Мужики», вне всякого сомнения, заслуживает зрительского внимания.