«Куда прёшь, баран?!», «Да кто Вас без намордника на улицу выпустил?!», «Подвинься, корова!», «Кисонька, я уже еду! Что купить?», «Я не попугай по двадцать раз тебе повторять!», «Ну и зверинец!» - стоит только выйти за порог, как эти и многие другие звериные истории обступают нас со всех сторон. Прокатитесь в набитом трамвае в час пик, спуститесь в подземный переход (и упаси вас Великий Бурундучий бог двигаться медленней средней скорости потока!), послушайте, что происходит вокруг…
Новый спектакль Даниила Безносова «Звериные истории» по пьесе Дона Нигро (премьера состоялась 11 октября в Краснодарском Молодёжном театре) приглашает зрителя спуститься в такой подземный переход и остановиться, наблюдая за зверьём. Осторожно! Некоторые звери могут быть опасными.
Всё происходит в белом кабинете: три стены, выложенные белым кафелем, выход справа - пандус, слева - лестница. Есть странная пиктограмма на полу (её значение раскрывается в эпизоде «Летучий Мышь»), мигающие лампы дневного света на потолке и тяжелая дверь в одной из стен. Больше ничего - безликое пространство, которое будет превращаться то в подземный переход, то в офис, то в кабинет врача, то в зал дорогого СПА-центра, а то и в преддверие ада - тамбур перед бойней. Художник-постановщик Настя Васильева создаёт лаконичное, но очень выразительное и стильное пространство, в котором нет ничего лишнего и отвлекающего.
В этом пространстве и будут сыграны одиннадцать историй, в которых различные звери станут задавать совсем не звериные вопросы и проживать очень близкие каждому зрителю ситуации. Режиссёр Даниил Безносов интересно и порой весьма неожиданно решает образы героев: усаживает, например, Утконоса (Алексей Суханов) в инвалидную коляску, представляет Летучего Мыша (Денис Юров) в виде асоциального агрессивного подростка, после встречи с которым психоаналитик точно записался к психиатру.
(фото Вера Сердечная
rintra)
Кошек из «Теории нитки» (Анна Нежута, Олеся Никифорова) показывает светскими львицами, проводящими время в элитном спа-центре с йогой, массажем и маникюром, а коров в очереди на бойню (Анастасия Радул, Ульяна Запольских, Евгения Стрельцова, Анна Нежута, Олеся Нкифорова, Полина Шипулина, Инга Аничкина) - заключёнными в концлагере. Три индюшки (Инга Аничкина, Евгений Парафилов, Александр Теханович) - гопники, бурундук (Алексей Замко) - генеральный директор строительного холдинга.
(фото Вера Сердечная
rintra)
Бабуин Эд (Ян Новиков), призывающий уничтожать всех, кто не верит в Бога бабуинов, представлен скинхэдом, и его «Убивать!» под вой полицейской сирены откуда-то извне звучит действительно страшно.
(фото Алексей Есиков Кубань 24)
Очень ярким получился эпизод «Мышеловка», в котором Мышь (заслуженная артистка Кубани Людмила Дорошева) с её тягой к сыру, осознанием опасности, лихорадочно горящими чёрными глазами, нервными движениями и закономерным финалом напоминает наркомана в ломке. Лемминги (Александр Киселёв, Андрей Новопашин) отчего-то напомнили эмигрантов, которые идут в неведомое «туда», неведомо зачем, подозревая, что с обрыва вниз - это, скорее всего, насмерть, но идут, потому что не идти не могут.
Эпизод с попугаями Пегги (Полина Шипулина) и Ричи (заслуженный артист Кубани Алексей Алексеев) неожиданно оказался комедийным и с хэппи-эндом, несмотря на все «Я тебя ненавижу!» и пожелания «стать кормом для кота».
(фото Вера Сердечная
rintra)
Каждый эпизод - это отдельная история, однако есть персонажи, соединяющие их и создающие ощущение общего пространства, того самого подземного перехода, где кого только ни встретишь. Так в «Утконосе» появляется Летучий Мышь с баскетбольным мячом, лемминги пробегают через сцену между эпизодами, озабоченно оглядываясь, словно оказались в чужом городе и никак не могут найти дорогу, а в финале в переход спустится индюшка Пенни, мечтавшая найти саксофонное дерево…
Если говорить о визуальной составляющей, то, на мой взгляд, интереснее всего решена история Летучего Мыша. Драматург Дон Нигро очень не рекомендовал мучить актёра, заставляя долго висеть вниз головой, но актёру Денису Юрову и не пришлось испытывать сосуды на прочность - «зависание Мыша» изображается видеопроекцией на задник сцены. Актёры (сам Мышь и его предположительно психиатр) в этой сцене находятся на полу рядом с упомянутой ранее пиктограммой - на видео она окажется письменным столом.
(фото Алексей Есиков Кубань 24)
Возрастное ограничение «Звериных историй» 16+, но я советую идти на этот спектакль с подростками от 13-ти. В конце концов, именно в этом возрасте начинаются поиски ответов на вечные вопросы: «Кто я?», «Почему я один?», «Что если всё это иллюзия?», «Кто сказал, что я этого не смогу?», «Почему я гоняюсь за этой ниткой?», «Куда мы идём?». На те вопросы, которые чаще всего мы, взрослые, отгоняем привычным «бурундучьим заклинанием»: «Не думать! Работать! Орехи и туннели, туннели и орехи!». Для подростков в первую очередь и был создан эпизод «Три дикие индюшки в ожидании кукурузных початков», история о недостижимой мечте. Может ли индюшка играть на саксофоне лапками? Вряд ли. Скорее всего, нет. Однако вот Пенни, а вот её саксофон. Она стоит в подземном переходе и играет. Так кто сказал, что у вас что-то не получится?
(фото Алексей Есиков Кубань 24)