«Мастер и Маргарита» в Музыкальном театре: Причуды пятого измерения #фестивальтеатральнойфотографии

Nov 16, 2016 15:24

10 ноября в Музыкальном театре ТО "Премьера" в рамках XV регионального фестиваля "Кубань Театральная" состоялся показ спектакля "Мастер и Маргарита".



Премьера балета-фантасмагории «Мастер и Маргарита» в постановке заслуженного деятеля искусств Кубани Александра Мацко в Музыкальном театре ТО «Премьера» состоялась в июне 2016 года и вызвала массу противоречивых отзывов: от однозначного «мы в восхищении!» до «намостырил «Мастера». И это не удивительно, ведь даже о первоисточнике, романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» одном из величайших произведений русской классики и, пожалуй, самом мистическом тексте двадцатого века, один говорит: «шедевр!», а другой: «не осилил».


Впрочем, даже не осилившие знают, что рукописи не горят, дамам не предлагают водку, Аннушкам лучше не давать в руки масло, и уж точно каждый из них не раз говорил по утрам: «Расстреливайте, делайте со мной что хотите, но я не встану!».

Но всё это о романе, а «Мастер и Маргарита» в Музыкальном театре - балет. Можно ли перенести на сцену текст без собственно текста? Не убьёт ли это мистику? Не волнуйтесь, в балете Мацко мистика никуда не делась. Более того, этот балет-фантасмагория точно «попадает» как в людей, не осиливших «Мастера и Маргариту», так и в тех, кто знает текст почти наизусть. Первым - роскошная визуальная часть, сценография Максима Обрезкова, в которой переплелись мотивы картин Магритта и булгаковские образы, спецэффекты и яркие костюмы, музыка Альфреда Шнитке, Дмитрия Шостаковича, Даниила Покрасса, Дмитрия Покрасса и т. д., а вторым - всё это и… текст. Текст, который сам по себе начинает звучать внутри, дополняя происходящее на сцене.

Балет «Мастер и Маргарита» разделён на три измерения: Ершалаим (он же пространство романа Мастера), Москва с её суетой и безликой массовкой в одинаковых костюмах и белых масках и пространство Воланда и его свиты. Но есть и ещё два измерения: пространство зала, которое также задействовано в спектакле, и личное, внутреннее «измерение» каждого зрителя, в котором и происходит всё самое интересное. И не нужно Маргарите (Татьяна Крюкова), пролетая над ночным городом, кричать: «Невидима и свободна!», зритель и так это слышит. Воистину, «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!». Именно с этим пятым измерением и играет режиссёр, погружая зрителя в атмосферу булгаковского романа.



Здесь будет и трагедия на Патриарших (вы же в курсе, что не стоит разговаривать с неизвестными?), и заседание МАССОЛИТа, и безумные метания Ивана Бездомного (Даниил Чайковский) по Москве за загадочным «консультантом» Воландом (Андрей Сизоненко), и, конечно, раздвоение Ивана (пожалуй, одна из самых сильных сцен в спектакле), и явление Мастера (Владимир Гулидов). Не забыли создатели спектакля и о Нехорошей квартире и Стёпе Лиходееве (Роман Мамаев), и сеансе чёрной магии с её полным разоблачением… Впрочем, к чему утомлять вас перечислением? Достаточно сказать, что всем знаковым моментам великого романа уделили достаточно внимания.





Знатоков «Мастера и Маргариты», возможно, удивят некоторые перестановки и не совсем строгое следование канону, но, пожалуй, в некотором смешении пространств (тех самых трёх измерений) есть определённая прелесть. Например, спектакль начинается выходом Понтия Пилата (Владимир Медянский) и допросом Иешуа (заслуженный артист Кубани Николай Фоменко), а не «часом небывало жаркого заката на Патриарших». Это сразу расставляет приоритеты: с этого романа всё началось, им же и закончится. Но тут стоит отметить, что образ Понтия Пилата в балете «Мастер и Маргарита» вызывает ассоциации скорее с римским патрицием, нежели с «негероическим героем», страдающим от головной боли и проклинающем себя за трусость. Образ, созданный Владимиром Медянским, безусловно, яркий и запоминающийся, но вряд ли такого Маргарита пожалела бы, и уж точно не крикнула: «Отпустите его!». В этом Пилате нет надлома, нет тревожного одиночества и раскаяния. Визуальная часть победила.

Также Мацко объединил сцену казни Иешуа и момент, когда Мастер сжигает роман. Распятие литературного героя и метафорическое самоубийство автора, уничтожившего роман, в котором «вся жизнь», одновременно смотрятся очень сильно. Ещё одно удачное режиссёрское решение - совместить партию в шахматы и глобус Воланда («видите этот кусок  земли, бок которого моет океан? Смотрите,  вот он наливается огнем. Там началась война. (…) Вот и  всё. (…) Работа Абадонны безукоризненна»).



Кстати, о нечистой силе. Александру Мацко удалось передать мысль, заложенную Булгаковым в образы Воланда и его свиты. Истинное зло - не они. Вот оно, зло - в белых масках, марширующее рядами по улицам Москвы 30-х годов. Вот истинный страх - силуэт на заднике сцены, подсвеченный кроваво-красным. А Мессир (Андрей Сизоненко), кот Бегемот (Алексей Фадеев), Гелла (Анна Зубченко), Коровьев (Иван Цитрон) и Азазелло (Павел Мартынец) просто воздают всем по заслугам: атеисту - небытие, назойливому Месье Жоржу - голову оторвать (и то, не сами придумали), бездельнику и алкоголику - пинка к чертям из Москвы, а Мастеру и его возлюбленной - вечный приют.



А в финале взойдёт луна, и к ней уйдёт сын  короля-звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
И, возможно, зрительские мнения снова разделятся. Тех, кто «в восхищении!» я поддерживаю, а вот сторонникам мнения «намостырил» мастера» и всем, кому аншлаги на «Мастере и Маргарите», как кость в горле, могу лишь напомнить ещё одну цитату из великого романа: «зависть - чувство дрянной категории».

(фото: Кубань24)

театр, ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ(=, рабочие моменты

Previous post Next post
Up