Молодёжный театр Краснодара открыл новый сезон премьерой спектакля "Гедда Габлер" по пьесе Генрика Ибсена. Режиссёр спектакля - Константин Демидов, уже знакомый зрителю по постановке "Событие", художник-постановщик Надежда Осипова.
Когда не знаешь, с чего начать, пиши: «спектакль держит в напряжении с первых же минут». Приём дешёвый, но иногда стреляет.
Когда хочешь написать про «Гедду Габлер» в Молодёжном театре, уместнее сказать, что первая же сцена бьёт наотмашь, рывком затягивает в неспокойный и тёмный мир Гедды, коротко, но доходчиво раскрывая отношение главной героини к окружающим. Исполнительница главной роли, Людмила Дорошева, в военном мундире огненным вихрем проносится по сцене, срывая покрывала и ломая, как безвольных кукол, других героев. Тонкая, как стилет, и такая же безжалостная - кто-то, повинуясь резким движениям её рук, «гибнет» сразу, кто-то пытается «дёргать за нитки кукловода», манипулировать ею самой, но, в конечном итоге, Гедда сокрушает всех. Шнуры, на которых подвешены корзинки с невинными белыми лилиями, превращаются в верёвки висельников, синхронно ломаются шеи... И это только начало. Зрители не напряжены - они оглушены, ошарашены, замерли на выдохе.
1.
(фото: Вера Сердечная)
2.
Итак, Норвегия, конец девятнадцатого века, дом Тесмана в западном квартале Города… Йорген (Алексей Алексеев) и Гедда Тесман (в девичестве Габлер) только что вернулись из свадебного путешествия. Хороший дом, муж - перспективный учёный, фрау Тесман молода и красива, но счастлива ли она? Ни единой минуты! И можно было бы увидеть в этом что-то от булгаковской Маргариты, но если смысл жизни той - быть музой и вечной спутницей Мастера, то для Гедды служение кому-либо и несвобода - хуже смерти. Быть музой - удел хорошенькой и глупенькой Теи Эльвстед (Анна Нежута), Гедда Габлер станет той, кто будет разрушать судьбы и сжигать рукописи.
3.
И даже некое подобие влюблённости в Эйлерта Левборга (Виктор Плужников) ничего не изменит. «Хочется держать в руках чью-то жизнь» - признаётся героиня. Держать, перекраивать, а потом и вовсе оборвать. Зачем? Просто скучно. Играть, дёргать людей за ниточки, проверять их на прочность, подталкивать к краю - единственная забава, если не считать стрельбы из револьверов.
4.
Всё действие происходит в доме, как бы подчёркивая то, что «рождённая свободной» находится в двойной западне - дом и социальная роль. Женщина, тем более замужняя, должна играть по правилам, но не такой жизни требует мятежная душа Гедды Габлер! Ей всё это невыносимо скучно. Пожалуй, единственный мужчина (да и вообще единственный человек), чей авторитет она безоговорочно признаёт, - её отец, генерал Габлер, ныне покойный. Несмотря на то, что сам генерал по уже озвученной причине в спектакле не появляется, его тень присутствует постоянно - портрет, к которому то и дело обращается героиня, военный мундир, в котором она впервые предстаёт перед зрителем, и, конечно, револьверы, пожалуй, самое ценное, что есть у Гедды Габлер. Но даже в этом поклонении есть доля соперничества - стать такой, каким был он, достичь идеала, а если повезёт - превзойти.
5.
В этом её свобода - быть выше социальных ролей, навязанных правил, самой природы, женской сущности. Вот если бы - «Невидима и свободна»! Но нет, если к Маргарите является Азазелло с банкой волшебного крема, то к Гедде приходит асессор Бракк (Иван Чиров) с пошлейшим предложением адюльтера. Впрочем, некоторое внешнее сходство прослеживается.
6.
Любовный треугольник - так себе развлечение, но всё же хоть какое-то лекарство от скуки. Не без побочного эффекта, увы, - асессор Бракк тоже умелый манипулятор. Доведение до самоубийства Левборга, вместо ожидаемой «красоты», оказывается грязью и глупостью. Плюс неожиданная и совершенно не нужная беременность. Вместо желанной свободы - захлопнувшаяся мышеловка. Гедда Габлер проиграла? Безусловно, но игру она заканчивает на своих условиях, морально уничтожая остальных.
Спектакль «Гедда Габлер» прекрасен не только с точки зрения сюжета и актёрской игры. Он ещё и фантастически красивый: декорации, костюмы и, конечно, танцы, раскрывающие характеры героев. Потрясающая постановка и отличное начало нового сезона! Выражаясь словами самой Гедды Габлер: «Было очень оживлённо!».
К просмотру строго обязательно!
Спасибо Вере
rintra за приглашение и за классные фотографии!)