"Один театр", один актёр, одна история...
Скажу сразу, "Портрет" - это мой первый моноспектакль. Первый, но уж точно не последний, потому что наблюдать за тем, как один человек выстраивает сюжет, постоянно перевоплощаясь из рассказчика в художника Чарткова, а из Чарткова - в торговца картинами, квартального, светскую даму, ещё в тысячу мелких персонажей, а потом возвращается обратно в серый кардиган рассказчика - это нечто потрясающее, сродни мистике. Заслуженный артист России Равиль Гилязетдинов легко меняет лица, характеры, голоса и возраст, примеряет десяток совершенно разных масок и в каждом образе остаётся абсолютно естественным и живым.
Я, конечно, как и все здесь присутсвующие, читала "Портрет" Гоголя, но только вчера до меня по-настоящему дошло, насколько эта сказка страшная.
Пожалуй, это одна из самых жутких "Петербургских повестей", жуткая даже не мистикой и не фирменным гоголевским безумием, хотя и того и другого в ней предостаточно. Страшен смысл, скрытый в тексте за легендой о портрете, приносящем несчастья, а в спектакле выведенный на первый план с безжалостной откровенностью.
"Портрет" - это история о проданном таланте и выборе, с которым однажды сталкивается любой из нас. Деньги и быстрая слава, "яркие краски и смелая кисть" или годы кропотливой работы, жизнь на медные копейки и всё это ради высокой цели? Жить сейчас, растратив талант на модные портреты, или когда-нибудь стать великим (возможно, не при жизни, даже скорее всего НЕ)?
Всё ещё не страшно? А теперь просто прикиньте, сколько потенциально талантливых писателей сегодня зарабатывают копирайтингом или дешёвой литературкой а-ля Донцова или сколько классных художников занимаются вёрсткой буклетов и рекламных листовок, которые заканчивают свою недолгую бумажную жизнь в мусорном ведре? Как думаете, остаются у них силы и время на что-то большее? А желание? Вот то-то и оно. Зато в кошельке не завывают сквозняки, зато художник не голодный. От этого становится особенно страшно и как-то не получается не думать о гладильных досках, которые когда-то были досками для серфинга, а потом нашли "нормальную работу". Кстати, а что, собственно, насчёт вас (нас) самих?
Мистика в моноспектакле "Портрет" сведена к игре теней с нестабильной психикой художника, зато внутренний конфликт персонажа, мучительное перетягивание каната между Целью и множеством сиюминутных "хочу", поворот не туда, прозрение, бессилие что-либо изменить и, как итог, безумие показаны с поистине пугающей точностью.
В повести зло "живёт" в глазах старика на портрете. В спектакле - зло внутри героя. Из мистической повести получился такой психологический триллер, что только бесчувственное бревно после него сможет спокойно спать.
Что тут добавить, кроме как "Браво, Равиль Гилязетдинов!" и "Спасибо, любимый "Один театр"!"? Пожалуй, только дать обещание постараться не превратиться в гладильную доску)
P.S. Огромное спасибо "Одному театру" и Елене Маликовой за приглашение!)
Фото
ОТСЮДА