Взяла с сайта Гринпис, про отходы, которые мы приносим из магазина

Nov 23, 2011 00:30

Тонкие полиэтиленовые пакеты с ручками, которые обычно продаются или выдаются на кассах, не предназначены для многократного использования и фактически являются одноразовыми. При этом производство и утилизация таких пакетов наносят существенный ущерб окружающей среде, из-за чего во многих странах использование пакетов запрещено или ограничено.

Сырьем для изготовления пакетов являются нефть и природный газ, а это значит, что производство пакетов приводит к выбросам парниковых газов, нарушению природных комплексов в местах добычи полезных ископаемых, нефтеразливам на трубопроводных системах, загрязнению воды и воздуха при производстве. Не менее важна и проблема утилизации пакетов - в отсутствие системы их сбора и переработки, массовое использование пакетов приводит к тому, что они попадают на свалки, разлагаясь там десятки и сотни лет, или мусоросжигательные заводы, загрязняя воздух вредными веществами. Еще более опасно попадание пакетов в окружающую среду, где они приводят к смерти огромного количества птиц, морских и сухопутных млекопитающих и рыб.

Всего этого можно избежать, просто заменив одноразовый полиэтиленовый пакет на многоразовую сумку.

Прозрачные одноразовые пакеты не менее опасны для природы, чем пакеты с ручками. К сожалению, во многих магазинах кассиры запаковывают в такие пакеты практически все товары, в том числе те, которые не нуждаются в дополнительной упаковке. Это лишь увеличивает объем мусора, который мы приносим из магазина домой.

Конечно, по-настоящему экологичными можно назвать лишь многоразовые сумки. Но в том случае, если покупатель все-таки предпочитает при каждом визите в магазин покупать новый пакет, лучшим вариантом будет бумажная упаковка, произведенная из макулатуры. Биоразлагаемые пакеты, появившиеся в последнее время во многих магазинах, на самом деле являются обычными полиэтиленовыми пакетами, в которых присутствует добавка, разрушающая их. Это не имеет никакого отношения к реальному разложению и исчезновению в окружающей среде. Более того, безопасность такой присадки не доказана. А если пакет действительно сделан из разлагающихся материалов, то в условиях отсутствия раздельного сбора органических отходов и предприятий по компостированию, он также будет вывезен на свалку, где его утрамбует мусоровоз вместе с другими отходами. И уж конечно, неправильно использовать бумажные пакеты, произведенные из первичной целлюлозы, т.е. из наших лесов.

Возможность купить на кассе многоразовую сумку будет способствовать уменьшению количества бессмысленно потребляемых одноразовых пакетов и, соответственно, снижению ущерба природе при их производстве и утилизации.

Поддоны, в которых иногда продают овощи, фрукты и мясо, не несут какой-либо важной функции для сохранения или транспортировки товара, а лишь позволяют выгоднее представить его на полке магазина. Мы уверены, что супермаркеты смогут найти способ представить свой товар покупателю, не создавая лишний мусор.

Многие магазины по-прежнему используют бумажную рекламу, несмотря на то, что существует множество других способов рассказать о себе покупателю. И для этого не обязательно уничтожать российские леса на рекламные листовки, которые, скорее всего, попадут в мусорную корзину непрочитанными.

Несмотря на то, что основную часть мусора магазины продают покупателям вместе с товарами, отходы образуются и при работе самого магазина. Поэтому важно, чтобы при оптовых закупках у поставщиков администрация магазина стремилась минимизировать количество упаковки.

Многие бутылки и банки, в которых мы покупаем напитки, могут быть использованы много раз подряд, что сократит ущерб природе, наносимый при производстве и утилизации стеклянной тары. Для того, чтобы эта система работала, магазины должны предоставить потребителю возможность сдать бутылку или банку там же, где она была куплена.

Во многих странах законодательно закреплена залоговая стоимость упаковки. При продаже товара в бутылках и банках с покупателя дополнительно берется залог, который возвращается при сдаче тары обратно. А если покупатель не вернул тару, залог направляется на решение проблемы отходов. Такая система стимулирует потребителей бережнее относиться к природе и возвращать упаковку в производственный цикл, а не выбрасывать на помойку.

Российские власти, к сожалению, уже много лет не могут ввести систему залоговой стоимости упаковки в нашей стране. Возможно, бизнес окажется расторопнее и ответственнее наших чиновников.

Когда потребитель может купить товар вразвес в принесенную с собой упаковку, он не производит лишнего мусора и, к тому же, экономит свои деньги на одноразовой упаковке. Ведь в большинстве случаев упаковка нужна только для того, чтобы донести товар до дома и подержать какое-то время в холодильнике. После этого упаковка превращается в мусор. И если думающий о природе и о собственном кошельке покупатель хочет купить сметану или любой другой продукт в свою банку, которую он использует много раз, магазины должны предоставить ему такую возможность. А наиболее ответственные магазины могут предлагать своим клиентам специальную многоразовую упаковку для развесных продуктов и делать скидки для ответственных покупателей, использующих такую упаковку.

Упаковка сумок на входе в магазин в полиэтиленовую пленку является апофеозом безответственного и некультурного отношения к природе. Особенно если у покупателя нет альтернативных вариантов попасть в магазин (сдать багаж в камеру хранения, положить в специальные ящики и т.п.). При наличии множества других способов борьбы с кражами товара ежедневно переводить километры полиэтиленовой пленки не может себе позволить ни одна компания, задумывающаяся о социальной ответственности.

Многие товары продаются в упаковке, рассчитанной не только на транспортировку, но и на долгосрочное хранение дома - например, кофе чаще всего продается в банках. Но ведь после того, как банка закончилась, ее не обязательно выбрасывать - можно купить кофе в более легкой упаковке и пересыпать. Так можно сэкономить природные ресурсы и собственные средства.

Использование оборотной тары в промышленной упаковке

Некоторые виды промышленной упаковки также могут быть использованы повторно: паллеты, тара для развесных продуктов и т.п.

Практически каждый городской житель бывает в супермаркетах. Поэтому важно, чтобы социально ответственные магазины не только сокращали количество отходов, но и информировали покупателей о том, как наносить меньший вред природе при осуществлении покупок. А тех, кто готов это делать, поддерживали бонусами и скидками.

Чем больше размер упаковки, тем меньше ее приходится на единицу товара. Например, коробка двухлитрового сока весит меньше, чем две коробки литрового. А это значит, что для ее производства потребовалось меньше ресурсов, да и стоит она дешевле. Поэтому важно, чтобы у покупателей, которым требуются товары в большом количестве, была возможность купить их в большой упаковке, а не размениваться на много маленьких.

Многие товары или упаковку можно сделать из вторичного сырья, сэкономив природные ресурсы и уменьшив загрязнение, которое происходит при производстве продукции из первичных материалов. Из вторсырья делают бумажную продукцию (от туалетной бумаги до офисной), пластиковую мебель, хозяйственные товары и даже одежду. Акцентирование внимания на экологичных товарах позволит обратить внимание покупателей на проблемы окружающей среды и помочь им принять правильное решение при выборе товара.

К сожалению, сотрудники некоторых магазинов не только невежественны в вопросах ресурсосбережения и охраны природы, но и позволяют себе некорректно общаться с покупателями, ответственно подходящими к процессу покупки. Чаще всего это происходит на кассах, когда покупатель просит не упаковывать продукты в одноразовые пакеты. Конечно, торговые сети с подобным персоналом не могут претендовать на звание социально ответственных.

Раздельный сбор мусора - необходимый элемент для качественной переработки и придания упаковке второй жизни. При работающем раздельном сборе отходов упаковка перестает быть ненужным мусором, а превращается в сырье для новой продукции. К сожалению, российские власти на федеральном и региональном уровнях пока практически не развивают систему раздельного сбора отходов вблизи домов, например на мусорных площадках. И это несмотря на то, что, согласно опросам, большинство граждан готовы собирать мусор раздельно. В этой ситуации торговые сети, которые создадут систему раздельного сбора мусора на своих территориях, могут существенно увеличить объемы перерабатываемой продукции, а значит внести весомый вклад в сохранение российской природы.

Готовность руководства вести диалог с покупателями и общественными организациями говорит как о заинтересованности в решении проблемы отходов, так и о заботе о собственном бренде. Предприятиям, отказывающимся от диалога с потребителями, будет сложнее двигаться в сторону социальной ответственности.
Previous post Next post
Up