Jan 03, 2010 08:32
ТИПЫ ЛЮДЕЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
ВЦ-тип Лю бовь, доброта
ВС-тип Иг ра, красота
СЦ-тип Власть, долг
СВ-тип Свобода, воля
ЦС-тип Истина, смысл
ЦВ-тип Жизнь, самовыражение
КАКИЕ ЦЕННОСТИ ГЛАВНЕЕ
Для человека ЦС-типа фундаментальными ценностями являются истина и смысл, а для человека СВ-типа - свобода и воля. Но это не значит, что для них красота, любовь или власть будут не важны.
Мы все хотим любить и быть любимым.Мы все хотим быть свободными и все хотим быть членами социальной группы. Мы все хотим иметь контроль и власть над собой и окружающим миром. Но наши типологические ценности всегда стоят выше всех остальных. Например, человек ЦС-типа и на любовь, и на красоту, и на власть всегда будет смотреть сквозь призму истины и смысла. для него все красивое всегда должно быть не просто красивым, но и еще и истинным и осмысленным.
Разные типы людей в одно и то же слово вкладывают совершенно разные значения. Скажем, для человека СВ-типа понятие свободы первично, ее нельзя свести ни к чему другому. Для него невозможно сказать, например, "что свобода-это осознанная необходимость" или "главное в свободе -это свобода слова", или еще что-то в этом роде. Для него свобода не может быть ни осознанностью, ни необходимостью, ни словом. В его субъективном мире свобода - это просто свобода, это воздух, которым он дышит. Без него он просто зачахнет и, в конце концов, умрет.
А вот для людей ЦВ-типа свобода уже не будет главной ценностью, для него свобода - это в первую очередь свобода самовыражения, скажем, свобода слова или свобода творчества. Без возможности самовыражения никакая другая свобода ему не нужна.
... Эссе о понимании
Чтобы по-настоящему постичь самого себя, нам надо по¬стичь другого. Ведь я могу осознать свои ценности, только соотнося себя с другими людьми. Понять то, что для меня, например, красота чрезвычайно важна, я могу, только встретив человека, для которого она не имеет особого зна¬чения.
Мы воспринимаем мир только по контрасту. Мы бы не знали, что есть холодное, если бы не сравнивали его с го¬рячим. Мы бы не знали, что есть черное, если бы не сравнивали его с белым. Все познается в сравнении.
Чтобы по-настоящему принять другого человека, нуж¬но взглянуть на мир его глазами. Посмотреть на мир с точки зрения его собственных ценностей. Нам, как правило, сложно понять желания и идеалы людей другого типа. То. к чему они стремятся, часто кажется нам или надуманным, или мелким, или совершенно «ни в какие ворота не лезущим». Ведь то, что для них ценно, для нас совершенно таковым не является. И значит, до нас «не доходит", почему этот человек так хочет того, что у нас никаких же ланий не вызывает.
Наши ценности - это тот внутренний язык, ни котором мы описываем нашу собственную психологическую реальность. И дело совсем не в словах, которые мы произносим. Дело в тех базовых образах, которые существуют в нашем сознании. Слова же при этом могут говориться любые. Потому что слова обманчивы.
ТОЛЬКО очень хорошие поэты и писатели достаточно точно выражают свои внутренние образы в словах. Имен¬но поэтому великие стихи и великие книги так сильно действуют на нас, проникая в самую глубину души, хотя и написаны теми же самыми буквами, которыми пользу¬ются все остальные люди.
Но талант писателя и поэта - это очень редкий талант. Мы же, простые смертные, как правило, очень плохо мо¬жем словами передать наше внутреннее состояние, наше собственное видение мира.
В идеале для адекватного объяснения действий других людей нам нужно описывать их поведение в терминах их собственного внутреннего языка.
Скажем, мы никогда не поймем человека ВС-типа, не используя понятий «красота», «игра», «соблазн». Если мы попытаемся рассказать о его поступках, пользуясь сло¬вами «долг», «моральные нормы», «цель», то получим очень искаженную картину происходящего с ним. Потому что в таком случае мы будем смотреть на него со стороны и говорить о нем на чужом для него языке.
Представьте себе, что для вас самым важным является, красиво ли то, что вы делаете, а для вашего знакомого самой главной ценностью является эффективность его действий. И тогда, если он попытается объяснить ваше пове¬дение, пользуясь критерием эффективный-неэффективный, то он либо ничего не поймет, либо подумает, что вы делаете все неправильно. Вы ему будете говорить: «Посмотри, как это красиво», а он вам будет отвечать: «Хм, ну :это же неэффективно».
Когда мы описываем чувства и мысли людей иного ти¬па па нашем собственном языке, то это похоже на перевод поэзии с русского на английский. При этом теряются очень тонкие моменты, присущие оригиналу. Литераторы хоро¬шо знают, что иногда вообще невозможно сколько-нибудь адекватно перевести стихи.
Попытка говорить о поведении и переживаниях человека на «чужом» для него языке приводит к потере чего-то очень важного. Может быть, самого важного.
*** Наверное, Бог улыбается, когда видит наши неуклюжие попытки найти истину, быть свободными, обрести лю бовь. Улыбается, когда видит наши бесконечные игры друг с другом и нашу борьбу за власть. Улыбается, когда смот рит на наши наивные представления о жизни и смерти. Я верю, что это не злобная ухмылка и не ехидная усмешка. Я верю, что эта улыбка подобна улыбке роди телей, которые улыбаются своему малышу, делающему первые нетвердые шаги. Иногда, когда люди хоть немного соприкасаются с этой божественной улыбкой, то все вокруг останавли ваются в изумлении, как уже пятьсот лет застывают в изумлении перед улыбкой Моны Лизы. Наверное, Лео нардо своим гением уловил самую суть улыбки, суть ее бо жественного начала. Поэтому смейтесь и улыбайтесь чаще. Этот дар на земле дан только человеку. И когда без надрыва, без иронии и без грусти вы сможете улыбнуться тому, что еще вчера вызывало у вас страх и доставляло вам душевную боль, - это значит, что вы действительно поднялись на еще одну ступеньку бесконечной лестницы развития.
(C) Рауф Махарам "Типы людей"