Иркутский авиазавод - место, с которым неразрывно связана моя жизнь. Пару лет я на нём проработал, до сих пор помню подъём в 6:00 и утренние пробежки, чтобы успеть на "системный автобус", звук его закрывающихся дверей, когда не успел всего на пол-минуты, ветер с аэродрома в -37 цельсия по дороге от проходных до своего отдела, которая занимала семь холодных минут. А с другой стороны - огромные цеха с причудливыми машинами, через которые никогда не было скучно идти, шныряющие туда-сюда жёлтые электрокары, никогда не умолкающий промышленный шум и девушка-охранник на проходных, которая каждый раз так мило улыбалась... Есть в Заводе какая-то необъяснимая романтика.
А самый большой бонус для заводчан и для жителей Иркутска-2 - это возможность иногда наблюдать СУ-шку, выполняющую фигуры высшего пилотажа. Не ошибусь, если скажу, что всё в этот момент останавливается - люди бросают свои дела и бегут на улицу, на балконы наблюдать полёт грозного российского истребителя. Машины вовсю орут сигналками от грохота турбин. Зрелище это завораживает и поднимает боевой дух. Говорят, в советское время самолёт поднимали специально в обеденное время, чтобы идущие на перерыв и с перерыва заводчане смотрели и гордились своей продукцией. Много хороших машин выпускал и выпускает Авиазавод, но боевая СУ-шка затмевает всех.
Для обычных людей попасть на завод не то, чтобы совсем невозможно, но раз в несколько лет - можно. Например, на день открытых дверей 29 августа. Посвящён этот день 75-летию завода. По этому поводу здесь уже были многие шишки, а мы несколько дней наблюдали плотность милиционеров в два-пять человек на сто погонных метров любой асфальтовой дороги в радиусе. А 29-го, в субботу, нужные улицы вообще были перекрыты. Любому человеку пришедшему с паспортом и добрыми намерениями разрешалось пройти проходные Завода и посетить его аэродром, до которого нужно идти 10 минут пешком между цехами. Стоит ли заглянуть, как устроен военный завод изнутри? Конечно стоит, хотя бы один раз. А вот, как это происходит, я сейчас расскажу.
В 10-00, когда для народа открываются проходные, на площади перед ними можно наблюдать примерно такую картину. Лица пришедших людей светятся радостью и счастьем, а также предвкушением предстоящих полётов. Это только те, кто встал пораньше и постоял заблаговременно в очереди, большинство-же людей ещё стоит в пробках на подъезде (я понятия не имею, как второй Иркутск смог принять все эти машины), а значительная часть думает "чего спешить? Подъедем как раз к полётам" - ага, щас.
По территории завода перемещаемся в составе организованной колонны строго в пределах жёлтых ленточек (по дороге обратно половина их валялась на земле, а некоторые палки ограждения были непонятным образом разломаны).
Сменилась картинка - теперь здесь гражданский среднемагистральный самолёт МС-21. Как я понял, это главный предмет понта заводского начальства и чиновников. На этот самолёт делается серьёзная ставка.
А раньше здесь была другая картинка, она мне больше нравилась (фото с дня открытых дверей 2005 года).
Ещё по дороге встретилась доска почёта.
И такой вот плакат над воротами цеха.
По дороге туча милиции, охраны и кого там только нет. И это мы ещё нормально идём, спокойно, без давки, зашли среди первых. А на аэродроме уже не протолкнуться.
Ан-12 с гондолой стрелка-радиста в хвосте - самый большой экспонат, сразу бросается в глаза. Людей пускают внутрь (пацан на стартовом фото тоже смотрит из Ан-12).
К легендарному "автожиру" не протолкнуться. Я думаю, для многих ещё долгое время будет полной загадной как такой аппарат может летать - горизонтальный несущий винт у него раскручивается от набегающего потока воздуха, то есть, это не вертолёт. При потоковом производстве должен стоить, как жигули-классика. Мурыжат его уже лет пятнадцать, если не больше, а результаты его внедрения мне неизвестны.
Бе-200 выкрашен в какой-то противно-кислотный цвет. При всём его большом объёме народ туда набивается на удивление быстро и плотно. Кто не знает, этот реактивный самолёт используется для тушения пожаров и способен набирать воду из рек и озёр в полёте. Больно здоровый - как жахнет водой, мало не покажется. Но в этот раз он почему-то не летал.
У Бе-200 какое-то интересное шасси.
Девушки стараются не потерять меня из виду, пока ношусь туда-сюда с фотоаппаратом.
Пацан прикалывается. На СУ-30 попасть удаётся далеко не всем. Будет теперь в школе рассказывать.
Ещё два интересных фото 2005 года. Тоже в тему.
Немного в стороне стоят на выставке какие-то машины, туда уже не стали ходить, пробрались на хорошее место перед самолётами, которые должны сегодня пилотировать.
Со стороны этих машин вот эта вот кабина, находящаяся по ветру, обдала всю толпу какой-то дрянью, я уж думал, народ паром брызгают, чтобы жарко не было, но когда стало жарче, повторять почему-то не стали.
Начала полётов мы ждали больше получаса не сходя с места. К полудню протолкнуться в первую линию было уже невозможно. К тому-же что-то говорили в расставленные где-то матюгальники, но до нас звук не доносило и мы остались без слов комментатора.
А вот козырное место для операторов.
И для народа тоже нашлось козырное место. Там хотя бы сидеть можно.
Зато с нашей позиции прекрасно видно, как самолёты готовят к полёту. По порядку слева направо - два СУ-30-х, Як-130 и штурмовик Су-25.
Кроме милиции ходят какие-то "секретные агенты" в тёмных очках. Был замечен директор завода по производству товарищ Василенко Сергей Иванович (на заднем плане в чёрной майке). Во многом сегодняшнее мероприятие происходит благодаря ему.
Сначала пилотировал спортивный Як, было довольно интересно.
А потом стали летать большие самолёты, было не совсем понятно, что они делают.
и вертолёт тоже не показал ничего внятного. В 2005 году лёгкий вертолёт Ми-2 демонстрировал такой пилотаж, что глаза на лоб лезли от того, что могут вертолёты. К сожалению в этом году такого не было.
Зато парашютисты с Оёк-а порадовали новой цветастой формой и артистичными размахиваниями ногами и руками, что немало радовало толпу. Самый крутой пикировал на своём крыле вертикально к земле, выравнивался и чётко садился. Такого я не видел ещё, круто выглядело.
Тандем.
Какой угарный клёш.
И выбросивший парашютистов кукурузник потом со всеми попрощался.
Народ наблюдал всё это действо с интересом, некоторые уже достали где-то сувениры. Блин, в этот раз я с ними опять прокосячил. Хоть значёк какой купил бы, ан нет - забыл совершенно. Дети, как и положено детям, балуются и просятся домой, взрослые детей одёргивают и держатся за поясницы. Дети постоянно залезают за ограждающие ленты, сами ленты рвутся, завязываются и снова рвутся, милиционеры шпыняют слишком уж вылезших детей. В общем, ждём главного действа - полёта реактивных военных самолётов.
Где-то в 13-40, наконец, дождались. Пилоты заняли свои места, СУ-шки начали заводить двигатели. Это совершенно потрясающий звук! Сразу ясно - серьёзная техника, не хухры-мухры.
Но первым взлетел штурмовик. Як и СУ-шки пошли следом.
Взлёт СУ-30 - это потрясающее зрелище. Турбины так гремят, что уши закладывает от восторга. Этот момент был, пожалуй, такой-же крутой, как и сам пилотаж. Но к сожалению именно на этом месте у фотоаппарата закончились батарейки, поэтому дальше пришлось снимать на мобильный и фотки получились довольно говённые.
А народ тоже, не комплексуя, снимал весь процесс на мобильники.
Пилотировали СУ-шки красиво. Зрелищно. Однако до этого они целую неделю тренеровались и тренеровки эти были круче. Мы постоянно в офисе бегали глядеть. Не знаю, что их смутило сегодня, но почему-то постеснялись показать класс на 100 процентов. Но всё равно это было здорово! Дух захватывает, что творят эти машины в воздухе.
А потом был путь назад, к проходным, после двух с половиной часов стояния на одном месте. Попасть на завод оказалось задачей попроще, чем выбраться с него. Половину верёвочных ограждений уже просто снесли, но толпа была относительно организованной, никаких криков и матов, просто выходили очень медленно и на еле гнущихся ногах. Автомобили так вообще стояли - метра не проехать. Наврное, машинам пришлось больше часа ждать, пока пройдёт толпа. Даже боюсь предположить, сколько тысяч народу было. Ожидали сорок, а сколько на самом деле - не знаю. Потом отсиживались во втором, пережидая одну сплошную пробку на весь район. Спустя два часа, пришли в себя и спокойно уехали.
А те, кто приехал слишком поздно и за проходные уже не попал, успокаивали себя тем, что авиашоу им было прекрасно видно. И конечно, они избежали конкретной давки. Но я всё равно доволен. :). Лет на пять желание посещать день открытых дверей на Авиазаводе удовлетворил. :))