В этот музей попасть давно хотелось!
О нем знаю с юности, но никак не доводилось выбраться сюда - еще со времен студенчества, прислушивалась к советам деда, служившего в авиационных частях в Великую Отечественную. Он был не летчиком, а начальником роты связи при аэродроме в войну, и там же познакомился со своей будущей женой - нашей бабушкой, служившей фельшером при аэродроме. И после победы дед службе в ВВС отдал больше двадцати лет жизни. Так что, связь с авиацией в нашей семье наблюдалась всегда, еще до брака сестры с выпускником военно-воздушной академии им. Жуковского...
Но обо всем попорядку!
Свершилось! Мы посетили музей ВВС в Монино.
И вас приглашаю ознакомиться с тем, что такое "музей самолетов", как мы туда попали и что из этого получилось.
Всю информацию о том, как доехать, и о расписании работы, о стоимости билетов, о новинках экспозиции и об основных экспонатах вы можете найти на собственном сайте этого музея.
http://www.monino.ru есть еще cenmuzvvs.ru Ныне музей получил статус федерального учреждения культуры, и стал называться Центральным Музеем Военно-Воздушных Сил РФ. Располагается он в поселке Монино, на улице с логичным названием «Музейная».
Московские турагенства устраивают сюда и организованные экскурсии, видели мы и иностранных граждан. Указатели дублируются на английском. Интересно, а как бы переводчик на английский перевел бы этот знаменитый девиз?
Мне самой довелось побывать в Музее Военно-Воздушных Сил с родственниками - и добирались мы туда самостоятельно. Часа за полтора-два мы доехали до него из Люберцев, и по дороге налюбовались осенними пейзажами.
Денек выдался просто идеальным для подобной поездки-прогулки. И не жарко, и не холодно. Зато солнечно и свежо!
Машина семейная - мини-вэн, и разместились мы там вполне удобно.
Я бы даже сказала с комфортом и по-домашнему. Я так например, пока доехали, успела привести в порядок лицо и сделать маску из свежего картофеля - очень рекомендую: подтягивает мешки под глазами. (у сестры осталось фото...если выпрошу, добавлю :)) Вот уж им всем развлечение было - наблюдать за старания тети Оли остаться везде в лучшем виде. "Ты-же-блогер!" звучало целыми днями!
Но вернемся к нашей поездке! Поводом приехать сюда в компании всей семьи стал "проект" Константина - первоклассникам задали сделать доклады по выбранной теме, и Костя решил рассказывать об авиации.
Тут надо еще пояснить, что у мужа моей сестры, нашего зятя Ильи - увлечение самолетами не просто на уровне хобби.
И высшее образование получено в Военно-Воздушной академии им.Жуковского, и с юности читает-смотрит-увлекается всем, что связано с конструкцией летательных аппаратов.
Итак, в роли гида выступил муж сестры Илья. А с Костей вы уже знакомы.
Собственно, только благодаря такому зятю, наш визит в Монино и получился особенно интересным и познавательным для всех: и детей и взрослых, и мальчиков и девочек. Без Ильи это была бы просто прогулка по полю с самолетами всех мастей и размеров, и чтение табличек в виде табло с разными техническими характеристиками.
Идешь по дорожкам, осматриваешь самолеты и вертолеты и таблички к ним.
Вот и все удовольствие, и казалось бы - достаточно!
Мы с Софьей, Ксюшей и Верочкой - от авиационных тонкостей далеки, так что, для нас Илья объяснял все простыми словами, с примерами из жизни, и все было несравнимо интереснее сухих данных на информационных табло.
И конечно, тут не собираюсь перечислять все увиденные на экспозиции, но хочется и себе на память оставить, и вам для информации о чем-то самом запоминающемся, избранном, что может и кого-то из вас подвигнет выбраться в Монино. Поверьте - там есть на что посмотреть, и ради чего стоит потратить полдня-день на поездку!
Особенно хочу поделиться впечатлениями от нескольких удививших нас летательных аппаратов.
Один из них - гигантский вертолет, который потрясает своими размерами всех! Не только специалистов, или увлеченных самолетами мужчин, но и детей и женщин! Обычные вертолеты все себе представляют? А как вам такой гигант?
На табло приведены портреты и конструктора и испытателя военной техники, основные технические характеристики.
Но о многом они скажут только специалистам....
А простыми словами рассказ об этом удивительном вертолете можно передать так:
- Вдвое больше нынешних самых больших серийных вертолетов Ми-26 и Ми-6. Собственно, двигатели у него как раз от двух Ми-6 и стоят. Рекорд грузоподъемности, установленный в семидесятых не побит до сих пор!
Таких вертолетов всего два - один тут, второй недалеко отсюда - тоже в Подмосковье, на заводе Миля.
Более того, вертолетов, аналогичных этому - в мире не было!
По крайней мере в действующих прототипах, способных ставить мировые рекорды.
И подобных этому - уникальных, интересных, необычных экспонатов собрано в этом музее - как нигде больше.
К примеру, вот еще "звезда" авиационной военной программы времен СССР - такой удивительный по форме самолет.
Самолет Т-4 - наиболее ярко предствляющий эпоху 60-70-ых годов, самого разгара холодной войны, когда на гонку вооружений тратились колоссальные суммы. Подобный проект у американцев под названием "Валькирия" обошелся в 2 млд.долларов и был самым дорогим за всю историю, по стоимости сопоставимый с двумя лунными программами!
А теперь - сравнивайте!
Союзу постройка обошлась в 1,2 млрд рублей, что сопоставимо с постройкой авианосца или атомной станции.
Однако, по количеству новаций и осваиваемых технологий этот самолет был необычаен по многим параметрам:
- Конструкция полностью из титана. Целиком. Только так он смог бы выдерживать максимальную расчетную скорость в 3000 км/ч с нагревом до 4000 градусов;
- Сложная форма крыла;
- Двигатели, способные разгонять машину до таких скоростей;
- Бортовая электроника, выдержавшая тысячи часов испытаний в аэродинамических трубах.
Таких машин было построено три. На данный момент сохранилась одна, представленная здесь, в музее ВВС.
Кстати, нос у него поднимается и выглядит самолет в полете вот так:
Интересно, правда? Но история этой красивой машины трагична. Самолет успешно проходил испытания, и военные уже заказали 250 машин. Однако, Туполев не мог допустить конкуренции в бомбардировщиках. И Сухому просто не нашлось завода для производства таких самолетов. В дальнейшем, наработки по Т-4 частично использовались туполевским К при проектировании ТУ -144, но и его судьба была не долгой. Как говорится, на чужом горе своего счастья не построишь.
Прогулка наша продолжалась вдоль выставленных самолетов и про каждый, буквально про каждый из них мы узнавали что-то интересное! Например, вот этот камуфляжной раскраски самолет ЯК-130 резко выделяется на фоне "дедушек военной авиации". Он был спроектирован как учебно-боевой и относительно недавно принят на вооружение ВВС.
Самолеты огорожены, близко к ним не подойти, но возможность для желающих взглянуть поближе на военную технику тоже продумана. Поднявшись по приставной лесенке - любой может ознакомиться с тем, как устроена внутри кабина истребителя Миг-23.
И про этот самолет Илья рассказал нам интересные особенности! Записываю с его слов:
- Классический истребитель третьего поколения, предшественник Миг-29, совсем на него не похожий, но от этого не менее красивый, по мне так и более. Консоли крыла поворачиваются, меняя стреловидность. Что позволяет эффективно использовать крыло и при низкой скорости (на посадке) и при сверхзвуке (при погоне за целью). Очень интересное у него шасси - с довольно сложной кинематикой, спроектированное, кстати, студентом МАИ....
В общем, вы можете понять, что экскурсия по музею проходила действительно с глубоким погружением в тему! Я вам даже больше скажу, нам было занимательно узнавать казалось бы всем известные факты о самолетах, но которые почему-то раньше совершенно ускользали от внимания. Давайте уж и тут поделюсь, может, кто тоже не знает, так хоть просветитесь)) Основной ликбез по самолетам будет пройден!
Как крепятся к самолетам бомбы или ракеты знаете?
Ракеты подвешиваются на специальные узлы подвески, которые не менее сложны, чем сами ракеты - ведь они должны обеспечить сход ракеты в доли секунды, при этом в ракету должны быть передана вся необходимая информация, а самолет в это время может и сам испытывать огромные перегрузки. А крылатые ракеты, например, могут лишь частично "утапливаться" в тело самолета, в силу своих огромных размеров.
Мы узнали о подвеске вооружения и такой факт: когда сбрасывали нашу самую большую атомную бомбу, размер её был столь велик, что крепилась она нештатно, и практически касалась земли при взлете. Т.е. возможности сесть с этой бомбой у летчиков не было в принципе - уж если взлетели - будьте добры сборосить. И с бомбой домой чтоб не возвращались!
Как работают двигатели самолета?
Реактивные двигатели для своей огромной мощности потребляют огромное количества топлива (МИГ-25 на взлете «кушал» по два ведра специального «тяжелого» керосина в секунду), при этом чтобы сжечь такое количество топлива - они и воздух в себя засасывают со страшной силой. Настолько страшной, что запросто могут засосать человека, если он будет проходить в непосредственной близости от воздухозаьборника. Именно поэтому на стоянках самолетов (особенно военных) всегда рисуют опасные зоны, за которы нельзя заходить при работающем двигателе.
Да и совсем уж казалось бы "мелочи" тоже при рассмотрении заставляют удивляться фантазии конструкторов самолетов! Не задумывалась даже раньше о том, что в "теле" самолета устроены специальные технические люки для починки-ремонта деталей машины. За каждым таким люком кроется свой агрегатик, который требует регулярного обслуживания, ремонта или замены. Или за ним может скрвываться крепеж крупного агрегата, например, двигателя.
А вот такая штуковина на носу самолета зачем? Мы без пояснений ни в жизнь бы не догадались!
Это - трубка ПВД - приемника воздушного давления. С ее помощью самолет определяет свою скорость.
А крылишки - для определния скорость кабрирвоания и тангажа (у меня записано со слов зятя такими словами, и даже не спрашивайте, что это означает. Это уже такие тонкости, которые простым смертным не подвластны:))
О, а как очаровательно смотрятся самолеты с "поджатыми" крылышками! Но и тут все просто и объяснимо! Это самолеты так называемого вертикального взлета, базирующиеся на морских авианосцах и такая конструкция крыльев способствует их более компактному размещению в трюме.
Как видите, пока там гуляли, наслушались разного! И насмотрелись. Расстояния там приличные, обход поля занял около часа. Ох, недаром, местные работники имеют под рукой транспорт для передвижения.
От это я понимаю - работа на свежем воздухе!
Так мы там гуляли и не переставали удивляться каждому новому самолету и новой конструкции.
Во-о-о-от такие турбодвигатели как могут не вызвать удивление?
Это Миг-31. Модификация того самого прожорливого миг-25 (выше см. про два ведра тяжелого керосина).
Ну как с такими соплами можно иметь скромный аппетит? Зато с ними он себя вполне комфортно чувствует на высотах до 27 км, и скоростях свыше 2.5 скоростей звука. Чтобы вражеские самолеты к нам не совались :)
Но и этого нам было мало! Совершенно особенное чувство испытываешь, когда над полем со стоящими музейными экспонатами-самолетами пролетает в небесах действующий рабочий самолет! Как будто дразнит их, и вызывает в них сожаление и ностальгию по тем дням, когда и они поднимались ввысь и служили Отечеству.
Летят самолеты - привет Мальчишу :))
Кстати, и про этот летящий в небе самолет, Илья рассказал нам интересные факты!
Оказалось, что он не простой - это ТУ-134 с негражданской кабиной от ТУ-22М3Скорей всего это был самолет командующего северным флотом. Или летающая лаборатория. Рядом-то аэродром Чкаловский, где базируются всякие разные высокопоставленные борта военной авиации. На снимке можно рассмотреть, что кабина самолета какая-о подозрительно носатая... Э-э-э..надеюсь, шпиёны до этого не дочитают, и мы не раскрыли никаких государственных тайн!
(и все же есть еще продолжение:
читаем заключительную часть репортажа
тут
http://tiffany-fold.livejournal.com/198605.html )