Смотрели предпремьерный показ, Ю.П. Любимов сидел в центре за столиком, в зале - много узнаваемых лиц.
Какая-то совершенно фантастическая по своей зрелищности картина, было бы кино - это бы называлось спецэффектами, а здесь - режиссёрские находки.
Всё время игра света, цвета и тени, полутьма; в какие-то моменты персонажи не говорят, но излучают свет - в самом прямом смысле, при помощи налобных туристических фонариков и зеркал-отражений, холодный свет; что характерно, не главные герои.
(игра предметами, столики, которые трансформируются по ходу действия в барьеры и в транспортное средство смотрится сущей мелочью)
Замок. Это фишка! Воплощение Замка - хитрая кристаллообразная конструкция, состоящая из каких-то белых паутин-нитей, перемещающаяся над залом, вперёд и назад относительно сцены, иногда, опять же, светящаяся, и что-то там внутри вертится, когда есть некое действие Замка.
Слово «администрация» произносят так, что явственно представляется оно самое, написанное с Большой буквы.
Актёры… признаюсь, сложно описать, в «Замке» персонажей много… Отметим самого К., и Варнаву, помимо того, что явно вытекает из роли, у них больше всего каких-то личностных проявлений… Чего-то недостаёт во Фриде… Не в обиду прочим, действительно, не очень хочется деталей…
Немного переиграны действия Крестьян. Ну, не нравится мне такое, ничего не могу поделать… беготня такая, суета… лишнее.
В целом - всё очень энергично, нигде не проседает, нет предсказуемых ходов, смотрится на одном дыхании - спасибо Мастеру!
Пьеса «Замок» - это метафора мира. Всего мира. И модель отношений человека с тем высшим, что он для себя таковым считает, если верит в его (Его) существование. Сейчас мы найдём, возможно, то, чего нет у самого Кафки… Поищем! (Или… поиграем!)
Читается, например:
Бог… согласно многим религиям, его не дано видеть, притом он есть, он реален. Неверующим, кажется, проще. С Замком та же ситуация. Интересно, почему не задан вопрос, «а был ли мальчик», а есть ли вообще этот Замок?
Само имя K - по образу и подобию Klamm-а - только поменьше. Но он, кажется, не сомневается в существовании Замка, более того, призван им.
Землемер. А давайте мы назовём его «Геометр». Трудно представить более рационалистичную профессию, деятельность. Человек меряет. Нет в этом действии веры в сверхъестественное - верит он только самому себе, своим наблюдениям, измерениям. (И вдогонку вспомним, что именно он меряет - Землю, во многих культурах - образ матери, самого иррационального начала)
Я знаю то, что никто не знает
Зачем я живу? а с кем не бывает (С)
Правила предустановлены, К попадает в эту систему людей, и по большей части вынужден её принять, призван он, или добровольно приходит, или думает, что добровольно… От него что-то зависит, он делает выбор женщины, помощников (хотя они ему скорее навязаны и он скорее не знает, как бы от такого «счастья» избавиться), занять или не занять должность… и при этом понятно, что выбора у него толком и нет. Он, представитель рационализма, не может поступить как-то иначе - в таком мире почти всё задано.
И каким ты был, таким и умрешь,
Видать ты нужен такой
Небу, которое смотрит на нас
С радостью и тоской (С)
К симпатичен, ему сопереживаешь.
На том, пока, пожалуй, прервёмся, разве что ещё одна читата и риспект одному хорошему человеку, в работе которого очень вовремя попалось упоминание геометра. Ещё больший риспект моему программному директору за такой подбор контента нашей культурной жизни, папа, ты супер!
P.S. При третьей редактуре подумалось: Kafka - это тоже K. К чему бы?
Он приходит в место, где ему должно петься,
Место занято, он стоит по соседству,
В три ручья из глаз тишина.
Время сладко шепчет новые сказки,
И, прикрыв ушами свиные глазки,
Спит большая, как кит, страна.
Улетела птичка, уснула рыбка,
Сохранилась привычка считать улыбкой
Этот странный оскал на лице.
И уже под уклон понеслась дорога,
Сколько там осталось, спроси у Бога,
Бог живет на другом конце.
И только маленький мальчик,
Не затоптанный строем,
Не знающий слова "страх",
Очень хочет быть новым
Последним героем
С красивой гитарой в руках.
Запрокинута вверх голова,
Он не дышит, он слышит слова,
Он не дышит, он слышит слова:
"Только помни, ты будешь один,
И на самом краю,
Только помни, что правда всегда победит,
Даже если погибнет в бою.
Береги каждый день,
Пока ты живой,
И пока твой ангел с тобой,
Пой!"
Эти бедные бледные божьи создания
Из Эдемского сада до конца мирозданья
Выгнанные взашей
Размножались и жили в любви и печали
И кругами кружили, и с годами мельчали,
И смельчали до серых мышей.
Они кричат о свободе, но любят палку,
Так что после кнута и пряник не жалко -
Сабантуй от поста до поста.
В головах у них пусто, на душе у них чисто,
Им стругают новых фанерных артистов
Из отделочного листа.
И только маленький мальчик,
Не затоптанный строем,
Не знающий слова "страх",
Очень хочет быть новым
Последним героем
С красивой гитарой в руках.
Высоко запрокинута вверх голова,
Он не дышит, он слышит слова,
Он не дышит, он слышит слова:
"Только помни, ты будешь один,
И на самом краю,
Только помни, что правда всегда победит,
Даже если погибнет в бою,
Береги каждый день,
Пока ты живой,
И пока твой ангел с тобой...
Только помни, ты будешь один,
И на самом краю,
Только помни, что правда всегда победит,
Даже если погибнет в бою,
Береги каждый день,
Пока ты живой,
И пока твой ангел с тобой,
Пой!
(С), Машина Времени: Пой