Приходит на ум сравнение со старым кинофильмом A League of Their Own (Их собственная лига). Профессиональную бейсболистку что-то расстраивает во время игры, и она начинает плакать. Том Хэнкс, менеджер команды, не веря своим глазам, с отвращением говорит: “Ты плачешь? В бейсболе нельзя плакать!” А в медицине?
Хороший врач всегда спокоен
Естественно, иногда работа доводит врачей до слез, но большинство докторов предпочитают скрывать свои слезы от больных и коллег. Рахель Наоми Ремен, преподаватель Медицинской школы Калифорнийского университета и автор бестселлера “Кухонная мудрость: исцеляющие рассказы” высказывает свое мнение: “Врачей традиционно учат, что слезы - это признак непрофессионализма и профессиональной слабости”.
“В течение многих лет считалось, что “хороший врач” всегда спокоен и безэмоционален”, - говорит доктор Говард Броди, преподаватель семейной медицины и директор Центра этики и гуманности в Мичиганском университете. - Такая модель хорошо работает в кризисной ситуации, когда врач должен оставаться спокойным, чтобы эффективно выполнять свою работу и поддерживать спокойствие в пациенте, но некоторые врачи заходят слишком далеко, считая, что любое проявление эмоциональности антинаучно, плохо и вредит больному. Более того, многие врачи нарочно отстраняются от своих эмоций, чтобы защитить себя. Они не спрашивают себя: “хорошо ли будет пациенту, если врач будет общаться с ним холодно и сухо. Они думают: “хорошо ли будет от этого мне?”.
Медицинская этика постепенно отходит от “холодной и сухой” модели общения с пациентом в сторону открытой эмоциональности во взаимоотношениях пациента с врачом, медсестрой, социальным работником. Доктор Ремен - признанный лидер нового направления. Она основатель и директор Института исследований здоровья и болезней в Калифорнии, который разрабатывает программы гуманизации медицины.
Более 10 лет назад этот институт разработал курс под названием “Искусство исцеления”, в который вошли вышеупомянутые принципы. Теперь этот курс преподается в 38 медицинских школах США.
Обращаясь к ветеранам медицины, которые не проходили подобный курс в студенческие годы, доктор Ремен говорит: “Умение слушать людей, переживающих эмоциональную боль, очень важное качество врача. Сопереживание и неотстраненность могут облегчить эту боль”.
Изменение медицинской этики отражает изменения в обществе в целом. В частности, тот факт, что появилось много женщин-врачей.
Интересы пациента прежде всего
И все же, несмотря на изменения в медицине и обществе, доктора очень настороженно относятся к идее плача на глазах у больных.
В некоторых ситуациях пациенты с благодарностью воспринимают, когда врачи показывают свою эмоциональную уязвимость, это подтвердило исследование “Врач, который плачет”, опубликованное “Анналах семейной медицины”.
В исследовании описывается ситуация, когда женщина узнает о том, что ее мужу осталось жить считанные дни. Когда она приходит к лечащему врачу и рассказывает, как тяжело ей было сообщить детям о серьезности заболевания отца, врач не сдерживает слез. Женщина рассказала исследователям о том, как много для нее значило столь явное сочувствие со стороны врача.
Доктор Ремен, которая страдает от болезни Крона уже в течение 52 лет и перенесла множество операций, говорит, что она была очень тронута тем, что ее лечащие врачи сообщали ей плохие новости со слезами на глазах. “Это помогало мне не чувствовать себя такой одинокой, - рассказывает она. - Но докторам нужно быть осторожными и не выносить свои эмоции на первый план. Если бы врачи впадали в истерику, сообщая мне плохие новости, я бы почувствовала, что они нуждаются в моей помощи, а у меня едва хватало сил на себя”.
Бэррон Лернер
New York Times