Ну как описать последующие дни… Есть два пути. Можно сказать, что мы объехали все три маршрута барселонского bus turistik (самый лучший - красный), пересаживаясь по очереди с одного на другой. Это заняло первый день полностью и было даже много, учитывая палящее солнце. Можно описывать бульвар La Rambla с его живыми скульптурами,
и рынок La Bokeria, где мне сразу захотелось встать к плите и приготовить этих диковинных рыб. Можно попытаться отдаленно передать наши чувства в соборе Гауди, в котором мы провели несколько часов. «Барселона будет известна моим собором» и «Мой Клиент не спешит» - слова великого архитектора.
До сих пор мурашки по коже. До сих пор я сижу на скамье в соборе, под потолком которого ангелы играют с цветными лучами света.
И мне до сих пор не ясно, от чего у меня сильнее перехватывает дыхание и предательски наворачиваются слезы: от того ли, что я вошла в этот собор (или, скорее, он в меня вошел), от «чтения» всех этих деталей, фигур, потоков света, постижения замысла гения, непохожести собора ни на что (Саша сказал, что другие соборы можно уже не строить), или же от того, что впервые в жизни передо мной предстала настолько наглядная иллюстрация Возможностей. Одного. Человека.
Не забыть про Готический квартал - если попадете, постарайтесь там заблудиться, и если получится, вы заблудитесь ещё и во времени! Напомнить про Аквариум. Про сады и виллы на горе. Про королевский дворец. Про площадь Испании с цветовой симфонией фонтанов. Про Диагональ. Про порт. Про квартал раздора. Про ставни, балконы, башни. Про керамику. Про кондитерские. Да, можно подробно про все это писать.
И есть второй путь описать свои впечатления. На каком-то другом уровне восприятия, на ощущениях, для которых нет слов. Можно попытаться красками, смешением цветов передать, что значит Город. Бешеное разнообразие в и то же время единый дух, общий настрой, общий аромат. Разбогатевшая в середине 19-го века буржуазия. Меценатство и покровительство архитекторам. Новаторство в архитектуре. Стремление прославить свой город. Когда я смотрела, открыв рот, на очередной Casa, рядом со мной часто стоял граф Гуэль. Поверьте. Я чувствовала его. Их всех.
Потом мы неделю жили в городке Эстартит, на побережье между Барселоной и Францией.
Типичная бывшая рыбацкая деревня, разросшаяся за последние 50 лет благодаря туризму. Наверное, 90% строений - отели. Лежит на узкой полоске между горами и морем. К слову, пляж великолепен: шесть км песка, пологий спуск. Но самое главное, что привлекает в Эстартит - группа островов Медеи, - Illes Medes. В прежние времена острова были базой пиратов, а сейчас это заповедник морских птиц.
Туристам предлагается совершить экскурсию вокруг скалистых островов на катере со стеклянным трюмом. Вы просто сидите, а к вам в окошко заглядывают разные рыбы. У рыб и так-то взгляд словно удивленный, а в иллюминатор они смотрят вообще с особым выражением «лица», как мне показалось.
Еще в поселке много предложений для любителей дайвинга. Мы ими не воспользовались, зато исходили вдоль и поперек окрестные горы. За поселком пляжа нет, рельеф радикально меняется. Скалы имеют отвесный обрыв к морю, высота около 60 м, некоторые места огорожены, так как происходят осыпи и обвалы породы. Но красота такая, что рискуешь, лезешь, сердце колотится, но открывающиеся виды будут достойной наградой. Местами скалы расколоты узкими ущельями, появляется возможность спуститься к морю и поплавать в крошечной бухточке с нагретой солнцем водой. И это будет только ваше море!
Однажды мы залезли на гору в соседнем городке Торроэлла де Монтгри, на которой в тринадцатом веке построили замок.
Его еще видно на дальнем плане первого фото Эстартита. Есть тропинка для туристов, полтора часа в горы в правильной обуви. На табличке у замка говорится, что он строился с 1294 по 1301 годы. Что строил его двор Барселоны, чтобы контролировать местного мятежного графа. Но потом замок вдруг утратил стратегическое значение, и строительство не было закончено. То есть были возведены «только» стены и 4 башни, а внутренних помещений никогда не было. Меня особенно впечатлило, что строился он на высоте 308 метров на отвесной скале, в 13 веке. Камень для строительства вырубали из этой же скалы, в нескольких метрах от стен, это до сих пор видно. Они даже построили цистерну для сбора дождевой воды: вырубили в скале резервуар и систему канальцев для стока воды в него.
Как-то выдался пасмурный день, и мы поехали за 50 км в Фигейрос, чтобы увидеть театр-музей Сальвадора Дали.
В музее собраны произведения художника в разных жанрах: живопись, инсталляции, мебель, ювелирные изделия, голограммы. В нескольких залах он сам выполнял роспись потолка.
Иногда сам проводил экскурсии. Представляете, если бы оказаться у такого экскурсовода! Там стоит побывать вне зависимости от вашего отношения к сюрреализму и Дали.
Созданная им атмосфера действительно сюрреалистична, и увиденное вами там заставит по-новому взглянуть на положение вещей. Словно вы почувствуете какие-то новые слои, научитесь видеть иные грани и оттенки. Я сейчас не про цвета и краски говорю.
Всё, прощай, Каталония, мы едем обратно. Нас ждут Прованс, Лазурный берег, Лигурия и Альпы!