В дополнение к
предыдущему.
Если употребление понятия "быдло" мы признаём намеренно оскорбительным и некорректным, то как же нам всё-таки называть объективно существующий феномен современной городской жизни? Кто гадит в наших подъездах, отрывает сиденья в электричках и может даже порой устроить дикие бесчинства в самом центре столицы, вроде тех, что имели место 4 года назад после поражения сборной России от сборной Японии на чемпионате мира по футболу?
А вот кто. Интереснейший и филигранно точный ответ на этот вопрос уже много лет назад дал
в одном из интервью известный филолог А.М.Панченко:- Самая главная проблема XX века - проблема города и деревни. Город стал есть деревню - не очень понятно, за что - задолго до революции (читайте Чехова "Мужики", "В овраге" и "Деревню" Бунина). Разложение деревни, возможно, и было, но город приписал вину за это не себе, а деревне. Это, я считаю, самое страшное в XX веке. Горький писал: когда вымрут эти глупые люди деревни... А он-то кто такой?
На какое-то время, правда, пришлось отступить (пресловутый нэп) - деревня сопротивлялась; был сделан "черный передел". С деревней вообще никто не мог справиться - даже Столыпин, чья реформа не удалась: он не смог разбить общинное начало. Деревня противостояла власти, власть окрепла и набросилась на нее. Это 1929 год, программа Троцкого, которую выполнил Сталин, сделав из деревенских людей рабов без паспорта, без пенсии. Колоссальную отрицательную роль сыграло то, что город стал учить деревню - "двадцатипятитысячники", "десятитысячники" ехали, скажем, учить пахать донских казаков. Что они, пахать, что ли, не умели? Я знаю жуткие истории про них. Но была еще память о крепостном праве, общине - деревня не очень роптала. А потом война больнее всего ударила по деревне, за счет которой все и восстановили так быстро. И деревня стала бежать в город, мстить ему - это главная проблема. Помните, у нас всегда крушили телефоны-автоматы...
- Да и все новое, красивое, что появлялось на улицах, надо было обязательно запачкать, разбить - почему?
- Деревенский человек отличается от нас по мировоззрению. Оно у него универсальное: он погоду предсказывает лучше телевидения, ему надо уметь и теленка у коровы принять, и жене помочь родить, и избу срубить, не говоря об огороде и тому подобном. Поэтому он думает, что знает все, это российское всезнайство, он не виноват, но такова жизнь. А в городе необходимо быть профессионалом: умеешь свой трамвай водить - и прекрасно. У нас на улицах что творится? Все идут на красный свет. Почему? Потому что это деревня. И у власти тоже деревня. Хрущев из села Калиновки Курской области съездил в Америку, побывал у фермера Гарста в Айове, увидел кукурузу. Деревенский человек Хрущев никогда нигде не учился, он решил, что так и надо - сажать у нас кукурузу, ему не пришло в голову посмотреть на географическую карту, где видно, что Нью-Йорк на широте Баку, Айова - еще южнее. Я потом видел эти крошечные ростки, выращенные в Архангельской области.
Что еще сделала деревня у власти? В деревне ведь как происходит? Всю неделю тяжелая работа, в субботу вечером выпили - и на гулянку; поют - не надо ни голоса, ни слуха, тем более филармоний и консерваторий. Все, что сейчас показывают по телевизору, - это и есть гулянка. И они считают, что обо всем могут рассуждать.
Разрушение деревни привело к появлению обильных маргинальных прослоек населения, которое так и не приспособилось к созидательной жизни в городе, а возвращаться назад в деревню тоже не хочет. Вот эти-то прослойки и производят впечатление быдла. А учитывая устойчивое наличие политической власти, откровенно комплиментарной к этой прослойке, мы действительно имеем сложнейшую проблему, с которой надо что-то делать.
Что?