Мы тут :)
Здорово съездили, мы молодцы :)
Фоток не особо много, но они когда-ниудь, возможно, тоже попадут в Сеть ))
Последний раз я была в Ферапонтово летом 2002 года, после 10-го класса (первый раз -- после 9-го).
Волшебное ощущение: с одной стороны, ты понимаешь, что тебя тут не было 6 лет, с другой -- заросли крапивы ровно на том же месте и вообще. Путешествие в детство, хотя и не скажешь, что "время там остановилось": машин по селу больше ездит, спутниковые тарелки со всех изб свисают, местные дети слушают музыку через громкоговорители мобильников (6 лет назад большинство из нас их с собой даже не брало: всё равно не ловят, да и зачем. Казалось бы).
Ах, да! То самое лучшее мороженое, "Вологодское с шоколадным топингом" продаётся в том же самом магазине! Мы в него отправились сразу по приезде, мы верили :))
А ещё, честно-честно, я почти всё помню про фрески и историю монастыря! То есть помню то, что знала тогда, о чём тогда рассказывала экскурсантам; то, что быстро выучивалось, чтобы сдать и пойти купаться, не помню :)
Приятно, что я не только помню, но и понимаю теперь больше. Видя те же самые стены, говорю по-другому, могу объяснить, почему мы говорим о чём-то, почему такими словами, почему нам это важно. То есть несмотря на наши шутки на капустнике, что, дескать, культурологов "нормальные люди" не понимают, вижу, что наоборот: имея возможность "игры с масштабами", привлечения контекстов, можно как раз хорошо поместить свою информацию, чтобы слушающий понял, зачем она ему.
Самое интересное, то, на что я, конечно, но обращала внимания в школе, это как всё-таки получается это наше знание. Замечаю, какими книжками дети пользуются для подготовки к экскурсоведению, что воспроизводят преподаватели. Вообще, история Церкви -- это, конечно, непаханное поле для таких наблюдений. Иногда поражаешься, откуда в научный дискурс приходят и "факты", и язык их описания. Предмет его диктует, конечно, но имхо интереснее от него как раз отказываться.
Вот мне повезло, например, слушать лекцию, которую читал там детям приглашнный специалист по истории Церкви, сам по себе человек с высшим духовным образованием, катехизатор. Меня просто потрясло: он рассказывал историю Вселенских соборов, и даже по его рассказу было видно, какое всё это конструирование, как велика роль исторической случайности и так далее. В общем, жутко интересно. Фактически, можно смотреть, откуда взяты слова, использующиеся в Символе веры, кто их взял, из какого дискурса и почему. Но вывод, к которому лектор пришёл и пафос его лекции был строго обратным: это так потому, что это истинно. Да, думаю, точно. Ведь историю Церкви у нас пишут верующие. Эх.
Ну и вообще, впечатлений и мыслей масса. Боюсь, что не получится к ним ещё в рамках ЖЖ вернуться, но я попробую.
А, наП.оС.ледок: Олег, вернувшись, потребовал на ночь колыбельную, утром -- Баха, на завтрак -- рисовую кашу с изюмом :))) Стали звучать слова о полезности режима :)
В Понтово сейчас на ночь играют 3 колыбельные + "Луч солнца золотого" (который решено расширить до 4 куплетов, чтоб подольше не ложиться), а по утрам ставят Баха и дают кашу :)
dreaming_miss, жалко, что мы с тобой там не пересеклись, но желаю тебе на следующих выходных насладиться этим всем лично ))))